Использование сильного бренда для раскрутки собственного бизнеса — рецепт выживания многих небольших компаний. Российские предприниматели чаще всего копируют бренды международных производителей одежды и других товаров, но не обходят своим вниманием и банки. Как стало известно «Маркеру», жертвой двойников стал Сбербанк. Владельцы компании «Займы населению», которая специализируется на выдаче кредитов, зарабатывают с помощью логотипа, шрифтов и фирменных цветов Сбербанка. Мало того, свой бизнес владельцы «Займов» готовы поставить на поток, предлагая франшизу региональным инвесторам. «Маркеру» они признались в том, что специально использовали такое стилистическое решение, чтобы завоевать доверие потребителей.

Ростовщики под брендом «Сбера»

Компания «Займы населению» (зарегистрирована в Краснодаре, есть филиал в Астрахани, по данным СПАРК, в качестве владельцев выступают Евгений и Сергей Смолянские) специализируется на предоставлении кредитов населению, а ее офисы расположены в Краснодаре и Астрахани. «Мы используем разные системы кредитования: от коротких кредитов на небольшие суммы — 5–20 тыс. руб. — до крупных займов под залог недвижимости», до 2 млн руб. — заявили «Маркеру» в компании. Как обычно бывает у организаций, специализирующихся на «быстрых займах», ставки у ООО «Займы населению» гораздо выше, чем в банках, — 2–16% в месяц, при этом для получения столь дорогих кредитов не нужно предоставлять никаких документов, кроме паспорта.

В своем логотипе «Займы населению» использует и цветовые, и стилистические решения, которые сходны с нынешними сбербанковскими. А шрифт применяют тот самый, что госбанк официально использовал до ребрендинга, проведенного в 2009 г. Как рассказал «Маркеру» источник в компании «ПараТайп», еще в 1990-х банк получил эксклюзивную, то есть незначительно измененную версию шрифта ITC Benguiat — ITC Benguiat Sberbank. Фирма «Займы населению» использует аналогичный шрифт, но не является клиентом «ПараТайпа» В конце декабря владельцы подали заявку в Роспатент на регистрацию логотипа, многие элементы которого весьма похожи на сбербанковские.


Офисы двойников продаются по франшизе

Недавно владельцы «Займов» провели ребрендинг, в результате которого офисы компаний стали напоминать фирменные отделения Сбербанка. Но владельцы «Займов» уверены, что права «Сбербанка» на бренд не нарушены. «Нельзя запатентовать зеленый цвет или зеленые таблички. Нельзя запретить менеджерам или операционисткам носить белый верх и черный низ. На это у Сбербанка монополии нет. Заявку же на регистрацию логотипа мы уже подали в Роспатент», − заявил совладелец компании Сергей Смолянский. При этом он не отрицает, что и логотип, и фирменные цвета выбраны не случайно: «Наша компания пока на рынке неизвестна, но за счет цветов и логотипа потребитель получает ощущение доверия и стабильности».

Как заявляют владельцы компании, никаких претензий со стороны Сбербанка не было. Теперь позиция госбанка, вероятно, изменится, ведь офисы компании «Займы населению» могут появиться в десятках городов России. Владельцы предлагают инвесторам приобрести франшизу за 720 тыс. руб., еще в 200 тыс. обойдется оформление офисов в стиле a-la «Сбер». При этом средства на кредитование физлиц своим франчайзи будут предоставлять сами владельцы «Займов».

«Мы не продаем франшизу кому попало. Сначала оцениваем перспективность города — будет ли работать там бизнес. Это зависит от платежеспособности населения: в Астрахани зарплаты 5–10 тыc. руб., в Белгороде и Ставрополе — 20–30 тыс. руб., а в городах Татарстана средние зарплаты не меньше 30 тыс. руб.», — объясняет Сергей Смолянский. По его словам, купившие франшизу инвесторы смогут за полгода отбить вложения и выйти в прибыль. «Человек подсаживается, как в казино»,«Короткие деньги имеют огромную ликвидность. Человек, однажды взяв деньги, становится постоянным клиентом, подсаживается, как в казино. Берет 10 тыс. руб. на две недели, а возвращает 12 тыс. руб. И так он берет постоянно. Если считать вместе с пенями, до доходит до 1000% годовых. 25% — это просрочка, но даже если не заниматься взысканием, то все равно остаемся в прибыли» — рекламирует свое детище Смолянский. Договоры об открытии представительств в Ставрополе и Ростове, по его словам, уже подписаны. Еще 20 городов находятся на стадии рассмотрения.

Сбербанку не привыкать бороться с двойниками

Сбербанк уже не раз был вынужден бороться с компаниями, использующими элементы его бренда. В 2008 г. в Омске кооператив «Новая сберегательная касса» (НСК) использовал элементы логотипа Сбербанка в рекламе вкладов — пайщикам было обещано 25% годовых в месяц. При этом представители НСК утверждали, что гарантом возврата средств выступает Сбербанк. Госбанку пришлось привлечь ФАС и правоохранительные органы, чтобы прекратить рекламную компанию НСК.

В прошлом же году столичный предприниматель открыл ресторан под названием «Сбербар», причем рядом с одним из отделений Сбербанка. Перекликались со Сбербанком не только название заведения, но и его логотип, оформление вывески, меню и т. п. Юристы госбанка потребовали изменить вывеску и название, угрожая судом, и владелец вынужден был отступить. Тем более, как намекал он в интервью «Маркеру», представители «Сбера» грозились применить и административный ресурс, натравив на него разные проверяющие инстанции — от МЧС до ФМС.

Cбербанк и «ПараТайп» смогут отстоять свои права в суде

Представители Сбербанка на запрос «Маркера» не ответили, но, скорее всего, на плагиат отреагируют. Если юристы госбанка не смогут убедить владельцев «Займов населению» добровольно изменить логотип и оформление офисов, то они наверняка обратятся в суд и ФАС, где у них высокие шансы на выигрыш, уверены юристы.

«Имитация и не вполне добросовестная конкуренция очевидны. Из-за сходства шрифтов и наличия в знаке зеленого круга потребитель может ошибочно решить, что „Займы“ — какой-то новый проект Сбербанка по микрокредитованию. Усилить это заблуждение может и сходство в оформлении офисов. Думаю, что Сбербанк может рассчитывать на пресечение действий нежданного конкурента», — объясняет Константин Суворов,«Сбербанк может обратиться в суд c исками о нарушении авторских прав на шрифт и о нарушении прав на товарный знак в виде усеченного круга. Он также может подать заявление в ФАС о нарушении закона о защите конкуренции. „Займы населению“, конечно, попытаются сделать акцент на различиях в словесных частях обозначений, но, думаю, „Сбер“ вполне может доказать, что сходство есть», — говорит Константин Суворов партнер адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры».

Обратиться в суд может и создатель шрифтов «ПараТайп», чей продукт «Займы» используют незаконно. Обычно до суда разработчики шрифтов такие конфликты стараются не доводить.Cамый известный конфликт по поводу использования шрифтов произошел после того, как в 1995 г. ФГУП «Гознак» полностью сменил дизайн российских денег и начал печатать банкноты с использованием шрифта AdverGothic, права на который принадлежали Paragraph International (Из нее «ПараТайп» выделился в 1998 г.). При этом, по словам сотрудника «ПараТайп», шрифт был использован с изменениями: в частности, он был существенно наклонен. Конфликт завершился в начале 2000-х — структуры «Гознака» закупили у «ПараТайпа» коллекции шрифтов на скромную сумму 200–300 тыс. руб. «Если компания игнорирует наши претензии, то при наличии у нее сайта, использующего спорные шрифты, мы обращаемся к хостинг-провайдеру этого портала c требованием отключить поддержку сайта», — рассказывает представитель «ПараТайпа». После этого компании, заимствовавшие шрифты, чаще всего заключают договор с «ПараТайпом». Правда, пока у ООО «Займы населению» своего сайта нет, так что у ловких финансистов есть все шансы столкнуться в суде и с «ПараТайпом», и со Сбербанком.

Источник: Marker.ru