За счёт кого латают бюджет области?
Правительство Астраханской области нажимает на подчинённые ему управления и отделы с целью приведения показателей программы социальной защиты, поддержки и социального обслуживания населения к единому знаменателю. Но так как финансирование на текущий год по всем отраслям сокращено «по самое не хочу», отраслям приходится корректировать все свои показатели в сторону уменьшения. На днях, например, комитет областной думы по социальной политике и здравоохранению рассмотрел предложение регионального правительства, в котором предлагалось внести серьёзные изменения в названную выше программу.

На ком отразится «оптимизация»?
Как стало известно, эту программу уменьшили по сравнению с минувшим годом почти на 1,5 миллиарда рублей. На 44 миллиона рублей планируется сократить расходы на поддержку семьи, материнства и детства. На девять миллионов – доступную среду. Однако есть и обнадеживающие цифры. На целых 22 миллиона увеличатся расходы на отдых и оздоровление детей.

Большие изменения затронут ведомственное целевое направление, касающиеся развития социального обслуживания и социальной поддержки отдельных категорий населения. На эти цели будет отпущено на 1,2 миллиарда рублей меньше. А ведь именно по этой статье финансируется заработная плата подведомственных учреждений и все основные выплаты социального сектора. Но, как заверили в облправительстве, зарплаты работников, которые трудятся в социальных учреждениях, уменьшаться не будут. Они сохранятся на прошлогоднем уровне, хотя общий фонд оплаты труда несколько снизился. А это значит, что придётся уменьшить численность работающих.

Отразится ли такая «оптимизация» на чиновниках? На тружениках низкого ранга, естественно, отразится. Взять хотя бы 2015 год: тогда много шума было по поводу ограничения заработных плат. Даже контрольные цифры назывались: 10 процентов. А оказалось, что доходы астраханских чиновников наоборот выросли. И выросли на все 15 процентов. По официальным данным, средняя заработная плата чиновников в нашем регионе составила 32 тысячи рублей. Средняя заработная плата сотрудников администрации города Астрахани, к примеру, оказалась на 10 тысяч больше – 42 тысяч рублей. И при таких огромных зарплатах настоящие люди труда вынуждены на всём экономить.

Больше чиновников, «хороших» и разных
В прошлом году в расположенных на территории нашего региона филиалов федеральных органов (ФАС, Роспотребнадзор, Роскомнадзор, налоговая служба и проч.) значилось 3234 человека. В региональных структурах, в том числе в администрации губернатора, областных министерствах и ведомствах числилось 1208 человек. В муниципальных (городских), районных (сельских) администрациях – 1236 человек. В общей сложности, в нашей области чиновников всех мастей больше, чем в регионах ЮФО. При этом у нас имелись вакансии, потому что укомплектованность составила 90 процентов.

Как видим, астраханский чиновничий аппарат значительный. Казалось бы, всё должно решаться на местах. Но, как известно, не все проблемы нашим чиновникам по плечу: то ли не могут, то ли не хотят. Вот и идут в столицу письма с жалобами в правительство, министерства, самому президенту России. Впрочем, и из других регионов жалоб хоть отбавляй. И доказательство этому – обращения россиян напрямую к главе государства. Вот и спрашивается: зачем тогда власть на местах, если все надежды только на одного человека? И до смешного порой доходит: только вопрос к президенту прозвучал, а на местах уже всё решилось: и порядок на улицах навели, и деньги на выплаты задержанной зарплаты нашли. Гнать бы таких местных руководителей поганой метлой. О своём благополучии они не забывают, а вот о тех, кому служат, почему-то не думают. Хотя всё должно быть наоборот. Зачем же, спрашивается, нужна такая власть и такие руководители, если все за них решает президент?

Накажем бюрократа рублём!
Мне иногда кажется, что хороших чиновников совсем мало, а вот плохих – хоть отбавляй. Поэтому только персональная ответственность и серьёзный удар по личному, а не по бюджетному кошельку, которым некоторые чиновники пользуются довольно умело, может заставить их работать на совесть, думать о людях, знать их нужды и чаяния. Но вся беда в том, что наши столоначальники всегда найдут повод и лазейки для отказа. И ничего им за это не будет. Примеров равнодушного отношения к людям много. Простые люди обращаются к бюрократам со своими бедами, а их встречают закрытые двери. Их не слушают, от них отделываются формальными словами и отписками.

Некоторые наши чиновники – этакие временщики. Так и ждут случая смыться за бугор. Многие так и делают, набив карман нечестно заработанными купюрами. Постоянная либерализация Уголовного кодекса за хищения подталкивает к этому нечистых на руку чиновников, потому что они понимают, что за хищение государственных средств много не дают… А чаще всего заканчивается условным сроком.

Борис Стрелецкий, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 21 (679)