Астрахань отмечает День памяти священномученика Митрофана, расстрелянного местными чекистами

В этом году исполнилось 100 лет со дня мученической кончины священномученика Митрофана (Краснопольского), архиепископа Астраханского и Царевского, который 6 июля (по старому стилю 23 июня) 1919 года был расстрелян вместе с епископом Леонтием чекистами во дворе дома № 38, на Красной набережной в Астрахани, по приказу начальника ЧК Атарбекова, в честь которого названы в нашем городе улица, два переулка и площадь, против переименования которых выступил весной этого года руководитель (ныне уже бывший) администрации губернатора Канат Шантимиров.

Вся православная Астрахань молитвенно прославляет святителя Митрофана, бесстрашного защитника святых устоев Православия, замечательнейшего проповедника слова Божия, которым он вдохновлял души истинных чад Церкви на благодатные труды во славу Божию. Жизнь священномученика Митрофана – это подвиг, путь, указанный Господом, который он считал для себя единственно верным и спасительным.

Митрофан родился 22 октября 1869 года в бедной семье — отец был каменщиком, а мать дочерью сельского причётника. Был лучшим учеником в сельской школе. По ходатайству сельского учителя его определили в Бирюченское духовное училище, окончив которое, поступил в Воронежскую духовную семинарию.

В 1890 году женился и был рукоположён в сан диакона к Казанской церкви пригородной слободы города Коротояка Воронежской епархии.

В 1893 году умерла его супруга, после чего он избрал монашеский путь и поступил в духовную академию.

В 1896 году принял монашество, рукоположён в иеродиакона, с 15 июня 1897 года — иеромонах.

В 1898 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

С 1898 года — инспектор Иркутской духовной семинарии.

С 1902 года — архимандрит, ректор Могилёвской духовной семинарии.

11 февраля 1907 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры хиротонисан во епископа Гомельского, викария Могилёвской епархии.

В 1907—1912 годах — член III Государственной думы от Могилёвской губернии, был председателем противоалкогольной комиссии, членом комиссий: переселенческой, церковной, по народному образованию. Член фракции правых, выступал с речами в защиту интересов православной церкви, в том числе её роли как первенствующей конфессии.

В 1908 году стал одним из членов-учредителей Русского окраинного общества.

С 3 ноября 1912 года — епископ Минский и Туровский.

Духовенство города Минска называло его «стойким борцом за православное дело».

Во время Первой мировой войны часто ездил на фронт для поддержания морального духа солдат, неоднократно попадал под обстрел. Развернул широкую благотворительную деятельность по оказанию помощи мирным жителям, оставшимся без крова из мест, захваченных противником, а также по организации епархиальных лазаретов для раненых бойцов. За эту деятельность в 1916 году был награждён орденом Святого Александра Невского.

С 11 июля 1916 года — епископ Астраханский и Царёвский.

Проявил себя энергичным архипастырем, организовал епархиальный лазарет, школу для детей беженцев. Кирилло-Мефодиевскому братству было поручено заботиться о материальном обеспечении бедствующих семей, у которых их кормильцы были призваны в действующую армию. Боролся против сектантства, в январе 1917 года основал курсы для обучения миссионерскому делу в Астрахани и в селе Пришиб Царевского уезда. За очень короткий срок ему удалось объехать Астраханскую епархию и посетить даже те приходы, в которых до него не бывал ни один из астраханских владык.

Принял активное участие во Всероссийском Поместном соборе 1917—1918 годов. Ещё до его начала собирал, кропотливо исследуя и сопоставляя, исторические и канонические свидетельства об институте патриаршества, которые потом легли в основу его доклада Собору о восстановлении Патриаршества.

По его инициативе Поместный собор канонизировал священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, убитого разинцами в 1671 году, сделал доклад Собору по этому вопросу. Собор выпустил особое деяние, которое позже было оглашено во всех храмах города Астрахани. Прославление состоялось в Астрахани в мае 1919, незадолго до ареста владыки.

В апреле 1918 года возведён в сан архиепископа.


Последний год в Астрахани

По инициативе епископа Митрофана, в Астрахани 18 февраля 1919 года был проведён крестный ход по всему центру города. В бывшем губернском саду он отслужил литию на братской могиле погибших во время недавних боёв красноармейцев. Этим архипастырь показал, что церковь с одинаковой скорбью относится ко всем жертвам гражданской войны, независимо от того, к какому они принадлежали лагерю — красных или белых. По словам очевидца: «Это было торжество веры, торжество Православия, которого так боялись творцы новых идей».

Владыка Митрофан выступал против всякого сотрудничества с советскими организациями и в связи с этим, против создания в епархии «Духовного Союза православных христиан», который должен был получить официальную регистрацию: «Лучше, — говорил он, — лишиться храмов и совершать богослужение под открытым небом, чем жертвовать христианскою свободой и христианскою истиною, добиваясь регистрации союза в комиссариатах».

25 марта (по новому стилю - 7 апреля) 1919 года, в день праздника Благовещения, владыка служил в Благовещенском монастыре, где во время проповеди коснулся «погибших в результате ненужных и бесполезных действий гражданских властей». После литургии им была отслужена панихида по невинноубиенным. После этого клирики епархии, понимая, что владыке угрожает опасность, стали уговаривать его немедленно покинуть Астрахань. На этот архиепископ ответил:

«Вы предлагаете мне побег, и это в то самое время, когда у нас на глазах расстреливают невинных наших братьев. Нет, я никуда не уеду от своей паствы; на моей груди Крест Спасителя, и он будет мне укором в моем малодушии. Хочу спросить и вас: почему вы не бежите? Значит, вы дорожите свой честью больше, чем я должен дорожить своим апостольским саном? Знайте, я совершенно чист и ни в чем не виноват перед своей Родиной и народом».

В ночь на 26 мая (8 июня) 1919 года был арестован чекистами (тогда же арестовали и епископа Леонтия) по приказу С. М. Кирова. Архиереи были обвинены в заговоре против советской власти. Верующие астраханцы пытались добиться их освобождения, но получили отказ от начальника ЧК Атарбекова. Архиепископ Митрофан на всех допросах держался очень уверенно, не поддаваясь ни на какие угрозы и уговоры дать против себя и других привлечённых лиц обвинительные показания. Был приговорён к расстрелу.

Когда архиепископа вывели на расстрел, он благословил расстрельную команду. После этого солдаты отказались в него стрелять. Владыку расстреляли чекисты, причём один из них вырвал ему клок бороды. Очевидцы рассказывали, что перед самой кончиной архиепископ Митрофан смог увидеться и помириться со своим викарием — епископом Леонтием, который был расстрелян вслед за ним.

Память

Шестого июля 2019 года, в день памяти священномученика Митрофана (Краснопольского) архиепископа Астраханского и Царевского и в праздник Владимирской иконы Божией Матери, митрополит Астраханский и Камызякский Никон и епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний совершили Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе.

По окончании литургии глава митрополии обратился к присутствующим с архипастырским словом, в котором раскрыл значимость христианского подвига священномученика Митрофана.

Также, 6 июля 2019 года, в Астрахани, на фасаде дома, по ул. Красная Набережная, 38, торжественно открыта мемориальная доска священномученику Митрофану.