Астраханский ТЮЗ завершает сезон многообещающей премьерой

Астраханский театр юного зрителя к закрытию юбилейного сезона выпускает на малой сцене премьеру спектакля «ФРО», поставленного по одноимённому рассказу Андрея Платонова. В преддверии этого события AST-NEWS.ru поговорил с режиссёром и автором инсценировки Андреем Радочинским.

IMG_8039.JPG

– Андрей Николаевич! Почему вы выбрали для постановки именно этот литературный материал?

– Я воспринимаю прозу Платонова для работы в театре вызовом для себя в художественном смысле. Он автор, обладающий необычным мышлением и языком. Платонов умудряется удивительным образом так сопоставлять слова, нарушая все лингвистические законы русского языка, будто он не знаком с ними. На самом деле он идёт на это сознательно. Не случайно платоновский язык называют первобытным. Соединяя слова странным образом, писатель рождает неожиданные смыслы, ощущения, образы, находящиеся за их пределами.

Вызов заключается в том, как выразить всё это на сцене, используя возможности театра. Создать сценический эквивалент выразительности Платонова одновременно трудно, волнительно и увлекательно. Как мне кажется, «ФРО» – один из самых театральных его рассказов, в нём заложена мелодраматическая основа. Поэтому это произведение ставится гораздо чаще других сочинений Платонова. Там есть всё, но самое главное – невероятная философская глубина. Идея поставить этот рассказ зародилась несколько лет назад, но время для её воплощения настало только сейчас. До сих пор не знаю, что у нас получится в итоге. Хочу отметить, что этот спектакль можно репетировать бесконечно. Необходимо было найти через пластику, свет, звук, другие театральные возможности что-то соответствующее тем ощущениям, которые рождает платоновский текст. По моему мнению, именно он является главным действующим лицом спектакля.

– Любовная история происходит в контексте противоречивой эпохи…

– Андрей Платонов объединил в своём творчестве несоединимые вещи, показав в поисках земного рая буржуазное и пролетарское мышление. Он пытается найти некий компромисс между индивидуальным и всеобщим подходом к счастью.

IMG_8030.JPG

– Сценография воссоздаёт эстетику 30-х годов ХХ века?

– У нас есть отсылки к тому времени, но мы не делаем исторический спектакль. Хотя определённая аутентичность эпохи в нём присутствует. Мы исходили из позиций не бытовых, а эмоциональных и чувственных. Металл на сцене отражает жёсткость действительности, но в этой атмосфере живёт нечто нежное, тёплое и беззащитное. На мой взгляд, художник-постановщик спектакля Татьяна Колесникова отлично подчеркнула этот контраст

– Вы долго искали главную героиню?

– Нет, с этим у меня не было никаких соисканий. Я сразу подумал дать роль Ефросиньи Александре Цибулько, и вижу, что не ошибся. Она пластична не только внешне, но и внутренне. В спектакле на пластику поставлено многое, за что благодарю нашего хореографа Ольгу Эктову.

IMG_8017.JPG

– Будет ли понятен язык Платонова молодым людям?

–- Боюсь быть категоричным, но скажу, что меня не устраивает в современной драматургии. Почти вся она разговаривает языком зрителя. Классическая же литература и драматургия открывает читателям и зрителям совершенно иные миры. Наша задача – увлечь молодых людей этими, пусть совершенно незнакомыми им мирами. Важно показать некий космос, где всё развивается по другим законам. Конечно, есть опасение, зайдёт ли им вся эта история. Хочу думать, что да. Вижу, как этот материал интересен актёрам, работающим в спектакле. Это даёт надежду, что и зрители увлекутся этим процессом, как и мы.

– ТЮЗ недавно вернулся с гастролей из Барнаула, где было показано три ваших спектакля. Как принимал алтайский зритель?

– Публика Барнаула принимала с большим вниманием, знакомясь с нашим театром, постепенно раскрывая эмоции. Все показы завершались довольно бурно. «Большие гастроли», проходящие в формате обмена – настоящее чудо. Можно ли представить, что театры за свои возможности могут выезжать за пределы региона? Подобная практика оставалась в прошлом. Ещё важно, что нас прекрасно приняли не только зрители, но и коллеги.

– Какие планы на будущий сезон?

– Осенью мы выпускаем масштабный спектакль «Алиса в стране чудес» на главной сцене. Не хочу раскрывать всех секретов, но это зрелище, надеюсь, удивит зрителей всех возрастов.

Ранее AST-NEWS.ru писал о начале гастролей в стенах ТЮЗа Молодёжного театра Алтая имени Валерия Золотухина.

Интервью провела Екатерина Некрасова.