Cамые актуальные темы для IT-рынка и технологические тренды 2023 года

В контексте глобальных изменений в развитии отрасли, связанной с информационной индустрией, приходится учитывать всевозможные аспекты, чтобы маневрировать в непростой ситуации с минимальными потерями. Вице-президент по информационным технологиям «Ростелекома» Кирилл Меньшов обрисовал, по каким стандартам, с учётом введённых санкций, в ближайшей перспективе будет действовать один из крупнейших в России провайдеров цифровых услуг и сервисов.

Опуская детали, связанные с инновациями, чьё применение возможно в долгосрочном временном поле, следует обратить внимание на актуальные тренды, помогающие двигаться вперёд здесь и сейчас, затрагивающие, как крупный, так и средний бизнес. Пока эти тренды большинство компаний не ощущают, но совсем скоро их актуальность игнорировать будет невозможно.

Если год назад шёл разговор об ускорении жизни в целом и о наслоении всевозможных трендов на действительность, то на текущий момент цифровая эра остановилась на 2022 году. Последние семь лет появление новых трендов, подобно узорам в калейдоскопе, проходило с невероятной быстротой. Предыдущие сервисы не успевали устаревать, как на них наступали более совершенные разработки. В совместном существовании трендов нет противоречий, они могут существовать вместе. В прошлом году произошёл раскол целостного технологического мира. Помимо известных санкций против России, можно наблюдать существенное сокращение технологического экспорта и инноваций в Китай. Таким образом, закладываются основы для будущего миропорядка в сфере IT, где технологии не будут доступны так, как прежде. Этот существенный тренд, переживаемый нами столь ярко, сегментируют IT- сервисы ближайшего будущего.

Загадывать что-то сложно, но перелом, заложенный в конце 2022 года, будет ощутим. С точки зрения российского IT-сообщества можно точно сказать, какие глобальные изменения уже произошли. Несмотря на сложный для всего мира прошлый год, технологии продолжают развиваться. Можно видеть, что из-за значительного роста учётной ставки, произошедшей на Западе, интерес к российскому венчурному бизнесу значительно упал. Инвестиции в инновационный бизнес с высоким риском со стороны западных партнёров практически сократились. Такое положение дел не означает, что новые тренды не появляются совсем. С рынка уходят наиболее экзотические направления, при сохранении мейнстрима, формировавшегося годами. Поиск новых бизнес-ниш спадает, но кристаллизация идей, живущих долгое время, продолжается.

Российские IT-компании продолжают следить за развитием мировых трендов западного сообщества. Но теперь фокус их внимания устремлён на Восток, особенно на Китай. Подобную перестройку приоритетов нельзя назвать простой. Приходится осваивать новый опыт. В скором времени придётся привыкать к независимости и разработке собственных IT-решений. На это уйдёт много ресурсов и сил, но в арсенале необходимо держать глобальные тренды, чтобы, создавая собственные решения, не отставать от процессов, происходящих извне.

Здесь важна расстановка приоритетов, когда актуальные проекты должны превалировать над экспериментальными, как это было ранее. Для этого придётся фильтровать глобальные тренды, выбирая из массы вариантов лишь те, которые наверняка могут применяться у нас. Понять общую конфигурацию развития деятельности пока нельзя, так как события развиваются с невероятной быстротой.

Общий баланс интереса российского IT- сообщества смещается. 

«Ростелеком», как крупное предприятие этой сферы, планирует двигаться по четырём основным направлениям.

1. Импортозамещение и устойчивость к санкциям, с которыми компания столкнулась задолго до 2022 года, поэтому у неё есть достаточный опыт противостоять сложившейся ситуации. Имеющийся риск-сценарий помог преодолевать трудности, связанные с санкциями, и практически все крупные российские компании продолжают успешно функционировать. Здесь недостаточно только импортонезависимости, а важно владеть рычагами импортозамещения. Западные решения, поставленные в отечественных компаниях, работают, но их развитие по прежним схемам невозможно. Поэтому необходимо усилить разработку и внедрение собственных технологий в будущих проектах.

2. Информационная безопасность. «Ростелеком», который является флагманской компанией по развитию отечественного рынка IT-технологий, в минувшем году одним из первых столкнулся с хакерскими атаками. Массированное наступление на российские ресурсы продолжается. Несмотря на хорошую подготовку к отражению подобного рода преступлений, полностью обойтись без потерь не удалось. Утечки информации были, но глобальные цифровые катастрофы пресечены. Развитие информационной безопасности не знает остановок. В начавшемся году работа в этом направлении продолжится.

3. Финансы. Для достижения всех поставленных задач необходимо увеличение бюджета со стороны всех причастных к IT-отрасли компаний. Сейчас возник повышенный спрос на отечественные решения в этой сфере. Если раньше лишь крупные компании могли себе позволить разработку риск-сценариев и создание альтернативных систем безопасности, то теперь с этим столкнулись предприятия среднего бизнеса, использующие решения зарубежного происхождения. Поэтому повышение стоимости российских IT-услуг вполне логично. Похожая ситуация складывается вокруг оборудования. С точки зрения финансирования российской IT-отрасли расходы гораздо выше, чем, например, в Китае, где производство поставлено на поток.

4. Персонал. До 2022 года зарплаты IT-специалистов постоянно росли, доходя до мирового уровня. По после того, как значительная часть таких людей покинула Россию, спрос на специалистов вырос в разы. В текущем году проблемы на IT-рынке по персоналу останутся актуальными. Борьба за квалифицированные IT-таланты будет только возрастать.

Технологические тренды 

Умные устройства, которых появляется всё больше. Часть предыдущего оборудования постепенно выходит из эксплуатации. На его место приходят новые образцы. Не за горами то время, когда большинство окружающих нас приборов подключатся к интернету. На это нужно 10-15 лет. 

435345.jpg

Сейчас очень активно развивается промышленный интернет, в том числе, с использованием отечественных разработок. Видно, как расширяется региональная цифровизация. В ближайшее время произойдёт существенный скачок в производстве дронов и прочих беспилотников. 

Постепенно в нашу жизнь внедряется искусственный интеллект. Примерами могут служить ассистенты в смартфонах и голосовые роботы, предлагающие различные коммерческие услуги. В этом сегменте наблюдается некоторая стагнация, так как человек не очень хочет общаться с машиной. Зато у искусственного интеллекта хорошо получается руководить людьми. И на это растёт спрос. Как таксисты и курьеры получают заказ от робота, в «Ростелекоме» по такому принципу работает функция «цифровой монтажник», дающий распоряжения специалистам. Пока не на все 100%, но большую часть таких работ контролирует алгоритм искусственного интеллекта, который не работает вместо человека, а управляет им в рамках его повседневной деятельности. Создать большую систему управления подобного рода, способную синхронизировать рабочий процесс, повышает его эффективность. Это направление куда перспективнее, чем создание искусственного собеседника, способного вести осмысленный диалог. 

Технологии хорошо работают с данными, которых становится всё больше. Огромный массив информации необходимо куда-то складывать. Основная задача стоит не в том, как создать хранилище, а максимально рационально структурировать данные. Сейчас во многих компаниях большая их часть уходит в «облака». Для «Ростелекома» такой проблемы нет, так как там работа по сбору данных проходит по оригинальным схемам. Технологии становятся не только ёмкими и мощными, но и очень доступными.

Что касается информационной безопасности, стоит уделить особое внимание каналам взаимодействия с клиентами. Работа в этом направление ведётся непрестанно. На данном этапе важно провести тотальную цифровизацию всей цепочки, связывающей компанию с потребителем. Важно, чтобы у клиентов появился сетевой опыт, помогающий лучшей ориентации на обширном рынке услуг. Узнавать своего клиента необходимо не только с точки зрения лица и единой биометрической системы, но и по голосу во время звонка. Тренд автоматизации будет существовать всегда. Появляется целый ряд решений, позволяющих с помощью искусственного интеллекта писать код. Когда в рамках одного запроса можно получить развёрнутый ответ от нейросети, что существенно экономит время и силы.

Сейчас активно создаются сети информационной безопасности, без которых невозможна работа в условиях гибридной удалёнки. Все подключения сотрудников одной компании, совершаемые ими в разных местах, должны быть безопасны. Защита от кибератак является для «Ростелекама» постоянным трендом.

Из-за дефицита кадров необходимо повышать корпоративную привлекательность. В «Ростелекоме» идёт развёрнутый набор специалистов по всей России, а не только в столичных городах, как это бывало раньше.

Время 5G

В компании проходит глобализация сетей связи и формирование частных LTE-сетей, интегрированных в глобальные сети связи. Весь мир постепенно уходит в 5G. К сожалению, в России развитие нового поколение связи развивается медленно, но «Ростелеком» проводит в этом направлении большую работу. Вышки 5G, требующие более плотного размещение на территории, интегрируются с объектами городской структуры, например, с уличным освещением или остановками, чтобы не стоять отдельно. Станции для передачи мобильных данных должны эстетично вписываться в общее пространство. Все эти преобразования требуют существенных вложений, при тенденции отсутствия значительного роста стоимости тарифов. Поэтому операторы всего мира стремятся к построению единой сети, с целью повышения рентабельности производства.

В условиях санкций в России дорожает стоимость оборудования, но тарифы на сотовую связь остаются самыми дешёвыми в мире. Телеком­-компании, работая в сфере клиентских технологий, создают новые эко-системы, позволяющие не только удерживать существующую базу доверителей, но и расширять круг имеющейся клиентуры. Важна адресная работа с потребителями и превентивное выявление их потребностей. Оптимизация деятельности в этом направлении приносит ожидаемые плоды. 

Государственная цифровизация приобретает глобальный характер. Это даёт большой стимул для развития IT-компаний, разрабатывающих импортозамещающие технологие. Цифровизация государственных сервисов продолжится в 2023 году, поэтому все объекты госструктуры должны иметь всеобщий доступ к интернету.

Максим Терский