14 февраля в Астрахани отпраздновали День региональных СМИ. Традиционно на торжественное мероприятие в областной администрации собрались маститые журналисты.

Посмотреть на своих коллег и учителей были приглашены и студенты Астраханского государственного университета специальности «журналистика». Молодежь, искренне радуясь за успехи старших коллег, в фантазиях позволяет себе примерить на себя роли руководителей ведущих СМИ и известных журналистов. Что в этом плохого, спросите вы. А в том, что серьезное будущее астраханской журналистике создавать будет некому, пока на факультете филологии и журналистике царит откровенный беспорядок.

Секрет высокого рейтинга

На третьем этаже главного корпуса Астраханского государственного университета шумно. Студенты факультета филологии и журналистики в перерывах между парами возбужденно обсуждают детали вчерашних вечеринок, планы на вечер и, конечно, беспокоятся о семинаре, который вот-вот начнется.

- Распечатал ответы? – спрашивает отличник у друга по студенческой парте, поглядывая на часы.

- Конечно! Весь интернет перерыл, - похвастался тот.

Будущие журналисты, довольные и уверенные в успехе выполненного домашнего задания, отправляются демонстрировать добытые из интернета знания.

«Молодец. Присаживайся», - удовлетворённый преподаватель просит студента уступить место его одногруппнику, отмечая в своем журнале заслуженных 90 баллов. Так, на технику чтения, а не на реальные знания проверяют будущих акул пера на астраханском журфаке. А чему их учат?

…Чему-нибудь да как-нибудь

Закономерный вопрос, не дающий обрести душевное спокойствие многим руководителям региональных СМИ, «Факт» задал студентам этого факультета.

«Требования у преподавателей факультета филологии и журналистики Астраханского государственного университета очень низкие. Если на лекциях они более-менее выкладываются, доступно рассказывая весь курс, то требовать знания от студентов, они не хотят. Говорить о справедливости оценок уже нет смысла. А об уровне знаний выпускников специальности «журналистика» вы и сами можете сделать выводы», - откровенничает студентка этого же факультета, уверяя корреспондента «Факта», что проблема – палка о двух концах. Мол, студенты учиться сами не хотят, а преподавателям и подавно все равно. Они получают свои кровные за отработанные часы, а студенты, отдавая бешеные деньги за семестр, сами не понимают, что те глубокие знания, которые им якобы дают хватать надо и требовать еще больше.

Ненужная специальность

В 2000 году на факультете филологии и журналистики тогда еще педагогического университета была открыта специализация «Периодическая печать». Занятия по специализации вели как практикующие журналисты, так и преподаватели кафедры русской литературы ХХ века. Спустя 2 года на базе филологического факультета АГУ открылась специальность «Журналистика». Конечно, в начале 2000-х потребность в кадрах была высокая. Поэтому и принялись штамповать журналистов на благо дела. Скажем, и эффективность у журналистского образования наблюдалась. Сегодня в ведущих астраханских СМИ работают настоящие профессионалы – первые выпускники специальности «журналистика».

Чуть позже, через шесть лет, с целью усовершенствования учебного процесса по этой специальности открывается кафедра теории и истории журналистики. Но как признается выпускница, дипломированный журналист, усовершенствование этого образовательного процесса оказалось более чем сомнительным. Знания об истории журналистики пригодились в работе куда меньше, да что уже говорить, не пригодились вовсе, а вот знания о государственном устройстве, на примере Астраханской области в работе журналиста первостепенны. Но этому, к великому сожаления, на журфаке не учат, отдавая предпочтения ряду совершенно ненужных дисциплин.

Сергей Рогов,

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 3 (563)