Как изменится налоговое законодательство России

Экономит Константин Двинский расшифровывает анонсированные главой государства в своём Послании изменения в налоговом законодательстве Российской Федерации.

«В ходе послания Федеральному Собранию Владимир Путин объявил грядущие изменения в налоговой системе России: "Предлагаю продумать подходы к модернизации нашей фискальной системы, к более справедливому распределению налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы".

Позже глава Минфина Антон Силуанов подтвердил, что соответствующие законодательные инициативы уже готовы. Разумеется, в выступлении Президента выверяется каждое слово. И если о чем-то заявляется, значит вопрос либо уже проработан, либо находится на финальной стадии своей проработки.

Очевидно, что налоговое законодательство ожидают серьезные изменения. И, если исходить из слов Путина, то речь может идти о введении прогрессивной шкалы налогообложения, а также о повышении налога на сверхдоходы компаний. Тем более, соответствующий опыт у нас имеется. По первому вопросу – НДФЛ в 15% на доходы, превышающие 5 млн рублей в год. По второму – разовый налог на сверхприбыль, который крупнейшие компании заплатили в конце 2023 года (часть – в 2024).

И одно, и другое показало на практике свою эффективность. Сборы 15%-го НДФЛ и вовсе превысили на десятки миллиардов рублей первоначальные прогнозы.

Впрочем, необходимо дождаться более подробной информации. Сейчас же предлагаю обратить внимание на другой аспект, который мне представляется наиболее важным.

Стереотипным представлением является то, что главной целью налоговой политики является наполнение бюджета. Точнее, этот стереотип был навязан глобалистами как нам, так и большей части мира с целью разделить денежно-кредитную и бюджетную политику. Глобалисты более 100 лет назад определили для себя наиболее выгодный бизнес – сеньораж (доход от денежной эмиссии).

Соответственно, было необходимо максимально ограничить влияние национальных правительств (которые, зачастую, глобалистами и расставляются) на финансовую систему. В том числе, на денежную эмиссию. Отсюда идет практическое внедрение теорий, согласно которым центральные банки должны иметь "независимый" статус.

В суверенной системе бюджетная и денежно-кредитная политика должны быть неразрывным образом связаны друг с другом. Теоретически государство имеет монополию на эмиссию национальной валюты. Но по факту такое есть лишь в немногих государствах.

На этих словах либо ангажированные, либо некомпетентные экономисты начинают кричать, что нельзя печатать деньги. В том числе, под государственные расходы. Тем самым стараясь девальвировать вышеназванную точку зрения под возгласы о разгоне инфляции, необеспеченной эмиссии и т.д. Однако речь о необеспеченной эмиссии никогда не шла. Государство должно контролировать денежную массу таким образом, чтобы её уровень соответствовал объему производимых товаров и услуг + закладывались деньги на развитие, которое, в свою очередь, приведет к расширению количественного и качественного предложения.

Таким образом, государство и, в частности, бюджет в суверенной системе имеют лишь одно вышеназванное ограничение. Деньги через банковский мультипликатор "печатаются" ежесекундно. Вопрос только в том, кто использует доход от эмиссии. Сейчас главными бенефициарами являются банки.

Но вернемся к налоговой системе. Из ликбеза выше следует, что бюджет в теории не должен испытывать никаких проблем с наполнением и, соответственно, главной функцией налоговой системы не должно быть обеспечение бюджетных доходов (только косвенной).

Главная цель налогов – регулирование и стимулирование социально-экономического развития, перераспределение финансовых ресурсов от самодостаточных отраслей к перспективным, от граждан с высоким уровнем дохода к малоимущим и т.д.

Приведу несколько примеров.

Пять лет назад был обнулен НДС на перелеты внутри России в облет Москвы. Подобное моментально привело к ускоренному развитию межрегиональных перевозок, увеличило пассажиропоток, обеспечило определенное улучшение уровня жизни граждан. Когда вместо полутора суток пути на поезде можно долететь на самолете за два часа, то высвободившееся время можно потратить на работу или отдых.

Два года назад был обнулен НДС (на 5 лет) для значительной части гостиниц. Перспективы внутреннего туризма стали очевидны еще в 2020 году, однако государственные меры поддержки полноценно заработали только два года спустя. Подобное стало хорошим стимулом взрывного роста инвестиций в туристскую отрасль. Впрочем, темпы ввода номерного фонда все равно пока недостаточны для удовлетворения резко выросшего спроса.

Возьмем обратный пример – добывающую отрасль. Она практически уперлась в потолок своего развития. Больше нефти мы добывать не можем (в т.ч. из-за соглашения ОПЕК+). Суммарная налоговая нагрузка постоянно растет, поскольку у компаний и так достаточно финансовых ресурсов для осуществления инвестиций (при необходимости). Впрочем, т.н. "налоговый маневр" 2018 года обнулил экспортную пошлину в пользу увеличения НДПИ. Отсюда мы имеем искусственно спровоцированные кризисы на топливном рынке, которые у нас происходят постоянно. То есть, текущая налоговая система не выполняет своей функции – не обеспечивает внутренний рынок доступным топливом, что является важным драйвером всего экономического развития.

Как можно догадаться, таких нюансов много в значительной части отраслей. И, уверен, что к каждой должен быть индивидуальный подход. Не следует бояться усложнения налоговой системы. Уровень развития цифровых сервисов позволяет дать полное понимание субъектам экономической деятельности из всех секторов. Главное – чтобы налоговая система выполняла функцию обеспечения социально-экономического развития. А чем оно интенсивнее – тем больше доходов получает бюджет даже сугубо с бухгалтерской точки зрения».

Есть мысли по поводу прочитанного? Поделитесь ими прямо сейчас в комментариях!