Хороший человек в министрах

Примечательных людей мало. Если бы их было много, то их бы никто и не замечал. Они были бы нормой. Но их мало, и мы, простые и рядовые люди, их замечаем и завидуем им, и негодуем против их нестандартных поступков и рукоплещем им, если они становятся не изгоями, а общепризнанными героями.


На сей раз мы познакомимся с Виталием Александровичем Гутманом – министром образования и науки Астраханской области.


Рождение министра

Родился Виталий Александрович 14 февраля 1962 года.


По официальной биографии, помещённой на сайте облминистерства образования и науки, родился будущий министр в селе Белицкое Донецкой области. Но вот какая штука – Белицкое никогда не было селом. С 1909 года это был хутор, 14 сентября 1956 года Белицкое получило статус посёлка городского типа.


28 декабря 1966 году Указом Президиума Верховной Рады Украины посёлок Белицкое был отнесен к категории городов. Виталий Александрович стал, таким образом, городским жителем. Но долго в этом маленьком шахтёрском городке Виталию Гутману жить не пришлось. Ему стало тесно, и он вместе с семьёй в 1970 году переехал в наш регион, где впоследствии и стал министром образования и науки.


В 1970 году в Астрахани была холера – так говорит официальная хроника, но астраханцы в это не верят. Просто в 1970 году в Каспийской столице для местных жителей был устроен курорт: товаров – изобилие, товары фантастически дешёвые, потому что вывозить за пределы области ничего было нельзя. Но счастье продолжалось недолго – с 1971 года пошёл непрерывный рост цен, который так и не остановился до сих пор.


Кстати, Виталию Александровичу очень и очень повезло с фамилией, – она переводится с немецкого языка как «хороший человек». Это действительно так, если говорить о Виталии Александровиче, хотя доподлинно известно, что в министры хорошие люди попадают редко…


Юность министра

Учился будущий министр образования после прибытия в Астрахань в средней школе №22, расположенной в микрорайоне АЦКК. Сейчас эта школа отнюдь не престижная даже при министре, являющимся её выпускником, а в 1970 году – тем более, хотя и была новёхонькая. Но Виталий Александрович окончил эту школу, находящуюся на далёкой окраине Астрахани.


Виталий Гутман окончил школу в 1979 году, а поступил в Астраханский пединститут им. Кирова в 1980 году.


Куда выпал год?

Предположить, что Виталий Александрович в 1979 году поступал в пединститут и не поступил, было бы кощунством. В те годы юношей в пединститут брали почти без экзаменов, потому что основной массой поступающих были девушки, которым больше некуда было приткнуться после школы.


По довольно достоверным слухам Виталий Александрович поступал, но не в педушник, а в один из театральных ВУЗов Москвы. Не прошёл будущий министр творческий конкурс.


Теперь мы уверены, что потеряло искусство, а не Виталий Александрович.


Но тогда для семнадцатилетнего юноши это была трагедия, не единожды им пережитая.


Если якобы опытные театралы не разглядели его харизмы, пусть остаются со страшненькими носиками во всех отношениях.


Будущий министр решил пока поработать руками и устроился стропальщиком, на работу достаточно трудную и опасную. Здесь надо было «упаковывать» трубы на прицеп грузовика, и «распаковывать» на месте ремонта водопроводных сетей.


Год пролетел незаметно, а в 1980 году Виталий Гутман стал студентом астраханского пединститута, и это было не случайно. Ведь хороший педагог сродни хорошему артисту. И тот и другой должны увлечь своих слушателей и зрителей.


Хороший человек выбрал хорошую специальность.


Работа будущего министра

Пединститут Виталий Гутман окончил в 1987 году. По загибающемуся СССР неслась бешеная перестройка.


Но молодой учитель истории и правоведения словно не замечал ничего вокруг кроме своей работы. Собственно, работать учителем истории Виталий Александрович начал ещё до окончания института – в 1985 году в средней школе №33 Астрахани.


В 1988 году он уже заместитель директора по воспитательной работе средней школы № 19. В 1991 году Виталия Александровича назначают директором этой школы.


В 1994 году наш герой уже начальник департамента образования Астраханской области.


В 2003 году он – первый заместитель председателя комитета по образованию и науке администрации Астрахани. Затем Гутман становится председателем комитета по образованию и науке администрации Астрахани.


И – аchtung! – с февраля 2005 года Виталий Гутман является министром образования и науки Астраханской области. По интересному стечению обстоятельств в этом же году он защитил диссертацию кандидата педагогических наук.


Министр Гутман в действии

Виталий Александрович полон энергии и идей. В том же 2005 году он становится победителем конкурса «Лидер в образовании — 2005».


Несколько позднее министр Гутман загорается идеей создания в школах области Управляющих советов.


Программа развития школы, расходование бюджетных и внебюджетных средств, участие в разработке критериев и определение степени их соответствия в деятельности педагогических работников при распределении стимулирующей части фонда заработной платы в новых отраслевых системах оплаты труда педагогов — это только часть перечня полномочий «общественных управляющих», закрепленных нормативно-правовым актом министерства образования Астраханской области.


В Управляющие советы входят административный состав, педагогический состав, родители и даже сами учащиеся. Это необычно, потому что всегда в школах процветало единовластие директора.


Управляющий совет – коллегиальный орган и одно из направлений его работы – обеспечение прозрачности сферы финансово-хозяйственной деятельности общеобразовательного учреждения. Уже с самого начала было понятно, что никакой прозрачности в управлении школой директора не потерпят, и в итоге Управляющие советы стали привычной для Астрахани проформой.


С 2008 года в Астраханской области ежегодно проходит конкурс между Управляющими советами на звание лучшего. Но это продолжалось недолго – в декабре 2012 года прошёл последний конкурс подобного рода. Больше Управляющие советы не соревновались. По-видимому, показуха надоела всем и прежде всего министру Гутману.


У него появились другие интересы. Так, он продолжил традицию своих предшественников по руководству образованием Астраханской области в части поддержки «учебных центров» и «автошкол», в которых происходила некачественная подготовка водителей автотранспорта. В этих «учебных» заведениях отсутствовала необходимая учебная база и, особенно, квалифицированные педагоги. В них преподавали ПДД, безопасность движения и устройство автомобиля: медики, рыбаки, торговцы, подводники, просто шофера – все, кроме профессиональных автомобилистов. Бескорыстной или нет была терпимость к подобному «обучению» водителей – неизвестно, но плоды её – это жертвы ДТП, происходящие постоянно в Астрахани и области из-за непрофессионально подготовленных водителей.


Не выполняя свои прямые обязанности в отношении неправильных автошкол, минобразнаук занимался деятельностью, не относящейся ни к науке, ни к образованию.


В 2009 году в минобразнаук была создана комиссия для проверки соблюдения моральных и этических норм в текстах уличной рекламы, хотя подобными полномочиями задолго до этого было наделено управление федеральной антимонопольной службы. Вполне понятно, что комиссия была создана не из-за рвения чистоты нравственности, а для увеличения бюджета министерства и налаживания плотного контакта с предпринимателями.


В 2010 году минобразнаук Гутмана предприняло попытку передачи Центра детского научно-технического творчества на ул. Свердлова, 31 Центру эстетического воспитания детей и молодёжи под руководством гр-на Боярского, который при таких же обстоятельствах способствовал ликвидации Клуба юных моряков и Клуба юных туристов, плодотворно работающих с детьми десятилетия до этого и переданных в его ведение в ходе реорганизации.


Только голодовка учителей «Центра детского научно-технического творчества» и вмешательство общественности спасли от развала это учреждение дополнительного образования детей.


В 2011 году минобразнаук Гутмана предпринял попытку соскочить с обременительной обязанности организации горячего питания для учеников 1-4 классов астраханских школ.


Кстати, это великолепная иллюстрация фиктивной деятельности Управляющих советов школ. Какие родители могли выступать за отмену горячего питания для младших классов?


Только вмешательство губернатора А. А. Жилкина, объявившего выговор нерадивому министру Гутману, исправило положение – питание учеников 1-4 классов с 1 октября 2011 года было восстановлено.


«Гутман, руки прочь от детей!», – под таким лозунгом напротив здания министерства образования Астраханской области прошла в ноябре 2012 года акция против сокращения числа учебных заведений и штата педагогов. На самом деле протестующие выступали не против Виталия Гутмана, но против органически необратимых изменений. Школьное образование СССР, доставшееся в наследство России, грешило ненужной массовостью и обилием предметов, знания которых совершенно не нужны в реальной жизни. Даже инженерам в их повседневной работе из математики необходимы только знания арифметики. Прочие разделы и высшая математика задействованы в реальной жизни весьма малым кругом лиц – учёными, проектировщиками, разработчиками различных систем жизнедеятельности.


В реальной жизни большинству граждан необходимы знания языка, арифметика, крепкое физическое и психическое здоровье, а также профессиональные знания в выбранном виде трудовой деятельности. Расширение общего кругозора – это дело самого гражданина и руководителей предприятия или организации, в которых он трудится.


Это реалии жизни, далёкой от социалистического реализма строителей коммунизма, так и не справившихся со своей задачей во всех странах мира и в первую очередь в СССР.


Так что сокращение школ и педагогических работников в России неминуемо, но это не повод для каких либо махинаций, направленных на личное обогащение.


В том же ноябре 2012 года редакция «Факта и компромата» получила письмо студентов АИСИ, сообщающих о том, что министр Гутман и его заместители числятся в строительном институте лекторами, но лекции читают исключительно преподаватели АИСИ. Письмо было опубликовано, но никаких откликов или опровержений редакция не дождалась – равно как и на сотни других критических публикаций нашего еженедельника, касающихся проблем астраханского образования. «Ничего не вижу, ничего не слышу…»


В 2013 году ответственная чиновница «Службы единого заказчика в сфере образования» сговорилась с недобросовестной риэлторшей и продала облминобразу полуразвалившуюся халупу, предназначенную в качестве жилья для сироты за 2,1 млн руб., что почти в три раза выше её реальной стоимости. Ровно половину этой суммы продавец, как выяснила полиция, «откатила» риэлторше, а уж та наверняка не обидела и чиновницу.


По факту мошенничества было возбуждено уголовное дело, закончившееся посадкой хваткой риэлторши, а вот ответственность министра Гутмана в этом деле так и не была выяснена (а может быть, и не выяснялась).


В августе 2014 года директор школы Ленинского района Астрахани потребовал 10 тыс. руб. за трудоустройство на должность учителя, а получив взятку, был задержан правоохранительными органами. Приговором суда предприимчивому директору школы назначен штраф в размере 250 тысяч рублей и запрет занимать должность директора на три года. Это ещё один пример несостоятельности Управляющего совета в школах, которым грезил в 2007 году министр Гутман.


В 2015 году прокуратура провела проверку обеспечения безопасных условий пребывания и обучения детей в школах Астраханской области.

Нарушения были выявлены в девяти из 11 районах области и в трёх из четырёх районах Астрахани.


Нарушения были практически везде: при перевозке детей школьным транспортом, при обеспечении пожарной безопасности и антитеррористической защищенности.


Непорядок с санитарно-эпидемиологическом благополучием для школьников, с организацией безопасности дорожного движения. Нет лицензий на осуществление медицинской деятельности, не везде организовано оказание первичной медико-санитарной помощи, а где медблоки есть, там была обнаружена неукомплектованность мебелью и медизделиями, воды нет вообще или она не соответствует гигиеническим требованиям к качеству и безопасности. Полы разрушены, нет проточного водоснабжения, контейнеров для мусора.


Не проверяется качество огнезащитной обработки школьных чердаков, работоспособность огнетушителей, внутреннего противопожарного водопровода, пожарные щиты укомплектованы не в полном объёме. Пожарные водоёмы – в аварийном состоянии, электрощитовые и кабинеты с компьютерами не обеспечены углекислотными огнетушителями…


Вот таковы итоги десятилетней деятельности Виталия Гутмана в должности министра образования и науки…


А что за наука такая? Разве в Астрахани есть наука?


Раз есть облминобразнаук, значит, есть и науки, хотя что-то этих наук не видно.


Виктор Зоркий, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 41 (651)