Из центрального корпуса Больших исад исчезли контрольные весы. Может быть, они пострадали во время недавнего пожара? Или, воспользовавшись ситуацией, ими поживились мародеры? Или... 7 марта контрольных весов в главном корпусе на своих местах не оказалось. Над пустотой все еще нависал аншлаг, указывающий, что они здесь. Над вторым местом и аншлаг исчез. Многие люди тянулись к измерительному прибору с круглым циферблатом под одной из колонн, но женщина, торговавшая рядом огурцами и помидорами, заявляла им, что это ее весы. Праздник! Настоящий праздник продавца! Долой эти ненавистные приборы учета, только работать мешают и нервы портят! Правда, отдельные покупатели все равно ухитрялись разбавить продавецкую бочку меда своей ложкой дегтя, перевешивая по-честному покупки у своих знакомых продавцов. Взял человек четыре килограмма мяса на 584 рубля, а там оказалось 3640 г. Денежный эквивалент обвеса - 53 рубля.

Обвешивали и обвешивают здесь и при покупке овощей и фруктов. Три килограмма яблок на самом деле вполне могут оказаться двумя с половиной. Торговля рыбой у Красного моста официально к этому рынку никакого отношения не имеет, но для покупателей в широком смысле – это то же самое. Здесь обвес достигает 150-250 г на килограмм.

Общий дневной объем обвеса на Больших исадах, включая и прилегающие районы дикой торговли, можно очень приблизительно оценить в 200-250 тыс. рублей зимой и где-нибудь в миллион летом. То есть в 200 млн. рублей в год. А сколько в целом по городу? Свой вклад в это вносят и магазины, и “тонары”. Счет обвеса здесь обычно идет не на сотни, а десятки граммов, но товар-то часто дорогой. Взяли вы граммов семьсот колбасы по 220 рублей за килограмм, а там где-нибудь 650, 11 рублей в карман продавца, еще чего-нибудь, третьего – 25 рублей и набежало. Никакой гарантии честности не дает в этом смысле и предварительная магазинная (именно магазинная) расфасовка. 460-граммовая упаковка печенья (пенопластовая ванночка с натянутым на нее целлофаном) по 109 рублей кг. На самом деле там оказывается 360 г. Или вот хороший супермаркет. Расфасованные помидоры по 85 рублей за килограмм, и во всех упаковках наметанный глаз легко может заметить недовес. Проверка показывает, что так оно и есть: 408 г на самом деле оборачиваются 360-ю. Денежный эквивалент обвеса – 4 рубля – сущий по нашим временам пустяк, хотя на килограмм обманного веса получается уже 10 рублей. Там еще и предварительно развешанный и упакованный сыр продают стоимостью 225-290 рублей за килограмм. 50 граммов обвеса в таких случаях - это 11-14 рублей.

Безусловно, все это - родимое пятно еще советской торговли. А может, и досоветской? Хотя именно в так называемую эпоху застоя родилась тотальная система податей. Продавцы, по крайней мере в продовольственных магазинах, просто не могли работать честно, потому что должны были “отстегивать” часть изначально предполагающегося левого навара завотделом. Тот отстегивал завмагу и т.д.

Но сейчас место продавца – это не место “на дифыците”, насильно никто никого обвешивать и обсчитывать не заставляет (с пересортицей несколько сложнее). Но вот жалование работникам прилавка часто действительно кладут такое, что не обвешивать те не могут. Причем и в торговых сетях известных в Астрахани предприятий пищевой промышленности. Региональное руководство уже который год пытается бороться с выплатами “в черную”, чтобы поднять показатели официальной заработной платы и увеличить поступления в областной и местный бюджеты по налогу на доходы физических лиц, но тут третий вариант: насшибай свою зарплату сам, хотя это тот же “черный нал”.

А еще по сути это недобросовестная конкуренция. Не все обманывают (например, выходцы одной из северокавказских республик известны своей принципиальной в этом отношении честностью, хотя заменяющая старших молодежь иногда и “балует”, среди торгующих на рынках так называемых коренных астраханцев честные продавцы тоже встречаются, особенно если овощи и фрукты у них со своей дачи). Кто-то продает товар по-честному, но по чуть более высокой цене, чем нечестный продавец. На самом же деле он по факту оказывается более дорогим у нечестного продавца. 85 рублей за килограмм в вышеупомянутом супермаркете на поверку оборачиваются 96 рублями 30 копейками. А, скажем, в овощном киоске поблизости – 90 рублей за кг, но по-честному. У кого народ купит? Может ли вообще наша система торговли функционировать без обмана?

Эти обвесы, перебивка сроков годности на заводских упаковках продуктов питания, обман на ценниках, чем балуются в супермакертах (“Волга” об этом уже писала). Не так давно я стал свидетелем и вовсе вопиющего случая, когда молодой человек взял со стеллажа бутылку коньяка по цене 489 рублей, а в кассе оказалось, что она стоит 948. Когда покупатель набрал разной снеди тысячи на 2,5-3, может и не заметить. Все это требует постоянной борьбы. Может быть, какой-то специальной кампании. Известно, что для проверки теперь требуется заявление покупателя. Но писать его из-за пятирублевого обвеса нормальный человек никуда не поедет. Да и не победишь тенденцию единичными выборочными наказаниями. Владельцев и директоров магазинов можно собрать по этому поводу в той же обладминистрации и провести тематическую беседу, подписать с ними предметное соглашение. Наглядную агитацию принудительно развесить, магазины, где были зарегистрированы случаи обвеса, заставить выставить в торговом зале контрольные весы. Что-то в этом роде можно придумать и в отношении практикующих весовые фокусы рыночных торговцев мясом или колбасой, вообще тех, кто арендует на базарах постоянные места. Нужна и агитация среди покупателей. Будьте, мол, бдительными…

Рафаэль ИЖБЕРДЕЕВ, "Волга" №35 от 17.03.09.