На прошлой неделе, 12 мая, на реке Царев затонул теплоход «Андромеда». Судно почти полностью ушло под воду, оставив на поверхности лишь часть ветхой конструкции. А также пятна нефтесодержащих продуктов.

Авария произошла у причала ФГУ «Севкаспрыбвод» на территории Советского района Астрахани. «Андромеда» почти полностью ушла под воду, из-за чего разлились нефтепродукты, находившиеся внутри теплохода.

Сразу же на поверхности реки образовались два пятна радужного цвета площадью 100 и 60 квадратных метров. Собственник судна, Управление Россельхознадзора по Астраханской области, поставил ограждения, дабы нефтепродукты не растеклись по всей территории Царева. Однако пока судно не поднято на поверхность, опасные нефтесодержащие вещества продолжают вытекать в реку, угрожая рыбным ресурсам и здоровью людей.

К сожалению, тонущие суда для Астраханской области не редкость. Но учитывая то, что поднятие кораблей — дело хлопотное и затратное, многие плавсредства так и остаются десятилетиями погребенными на дне. Собственники, если их находят, часто стараются откреститься от невыгодного предприятия по подъему судна.

Проблему по очистке наших рек от грязи и затонувших судов не один год пытались решить с помощью правительственных программ. Однако эффективность их реализации оставалась ничтожной, в основном из-за банальной нехватки средств.

Как следствие – в Волге и ее притоках, особенно в районах крупных населенных пунктов, многие годы лежат брошенные и затонувшие плавсредства, части их корпусов и механизмов. С каждым годом их количество увеличивается в среднем на 10%. А это не может не сказываться на качестве воды, поступающей в дома астраханцев.

Согласно древнегреческой мифологии, Андромеда – прекрасная дочь эфиопского царя Кефея и Кассиопеи. Она едва не стала жертвой морского чудовища – змея или дракона, но была спасена Персеем. В Астрахани, как видно, своего Персея не нашлось.

По данным регионального министерства ТЭК, в акватории Волги на территории Астраханской области «похоронено» более 2 тысяч различных плавсредств, большая часть которых затонула еще во времена СССР.

В 2005 году Минтэком была инициирована программа «Очистка акватории Волги от затонувших и брошенных плавсредств» стоимостью 1,3 млрд рублей, рассчитанная на четыре года. Однако из-за отсутствия средств программа не была утверждена региональной Думой.

Комментарии специалистов

Виктор Лихобабин, и.о. директора филиала ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по ЮФО» «ЦЛАТИ по Астраханской области»:

— Сотрудники нашей лаборатории отобрали пробы в месте разлива нефти. Через 10 дней будут результаты, мы определим массу нефтепродуктов, которые попали в Царев. В дальнейшем будет произведен расчет ущерба, нанесенного природе.

Разливы нефти очень опасны для животного мира. Как только вещества попадают на поверхность воды, они начинают перемещаться под влиянием ветра, течения и т. д. Кроме того, часть компонентов испаряется, впоследствии выпадая в виде осадков, а часть растворяется, заражая водный объект.

При разливах нефти образуется пленка, которая не дает проходить кислороду, что губительно сказывается на рыбе. Личинки и молодь рыб наиболее чувствительны к воздействию нефти. В домашних условиях очистить воду от нефти невозможно. Поэтому людям не следует употреблять воду из водоема, где произошел разлив нефтесодержащих продуктов.

Олег Рожков, старший помощник Астраханского межрайонного природоохранного прокурора:

— Причина затопления судна будет выяснена как только его поднимут на поверхность. На сегодняшний день судно стоит на балансе Россельхознадзора. Пока будет возбуждено административное производство, а после получения лабораторных анализов будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 250 «Загрязнение вод». Собственник обещал поднять судно в трехдневный срок, если этого не будет сделано, мы будем обращаться с исковым заявлением в суд.

Андрей Умаханов, начальник административнохозяйственного отдела Управления федеральной службы Россельхознадзора по Астраханской области:

— Это судно было передано нам ФГУ «Севкаспрыбвод» для осуществления функций рыбнадзора. Однако с прошлого года эти функции передали ВолгоКаспийскому территориальному управлению Госкомрыболовства. Технику мы им также передали, но некоторое имущество, в том числе и этот корабль, они принимать отказались.

Мы обращались во многие структуры, чтобы обязать их принять данное имущество, но пока вопрос не решен. После того как у нас забрали функцию рыбнадзора, сократили финансирование, штат сотрудников был уменьшен почти на 300 человек. Поэтому у нас нет ни средств, ни людей, чтобы охранять имущество.

Почему судно затонуло, пока неизвестно. Мы не исключаем даже вариант диверсии. Поднять его планируем в десятидневный срок. Но так как это дорогостоящая операция, нам придется просить дополнительные средства в Москве.

Сергей Крылов, начальник отдела охраны окружающей среды Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области:

— Поднимать затонувшие суда должен собственник. Если собственник не найден, этим занимается тот орган, в чьей собственности находится водный объект. Реки сейчас являются федеральной собственностью, следовательно, работы должны проводиться за счет средств федерального бюджета.

Очищать акваторию Волги от затонувших судов, безусловно, нужно. Они угрожают рыбе, так как затопления часто происходят на нерестовых площадях. Из судов вытекают остатки горючесмазочных материалов. Корпуса плавсредств создают преграду для естественных течений, что приводит к заиливанию рек, размыванию берегов.

Евгения Зариньш,

"Хронометр-Астрахань" №20 от 19-05-2009