Режиссёр Илона Байкина: «Юные астраханцы учатся любить и понимать театр»

Деятельность Астраханского государственного театра оперы и балета охватывает развитие детского творчества. О том, как ведётся работа в этом направлении, нам рассказала режиссёр специальных проектов АГТОиБ, художественный руководитель театральной студии «Вверх!» Илона Байкина.

– Считается, будто режиссёр не совсем женская профессия…

– Несмотря на то, что мы живём в 21 веке, многие профессии, которыми давно владеют представители обоих полов, до сих пор остаются за мужчинами. Например, женщина – дирижёр до сих пор для многих странно. Что касается меня, я поступила в театральный институт имени Бориса Щукина в Москве сразу на второй курс. Моим мастером был Владимир Владимирович Иванов – строгий и принципиальный педагог. Он принял решение обучать нас параллельно режиссуре. Благодаря этой инициативе получила диплом актрисы и режиссера.

С детства обожая всё, что связано с театром, чувствовала себя некомфортно на сцене в качестве актрисы. Мой творческий путь начался в Астраханском музыкальном театре, где работала актрисой балета. Перед каждым выходом к зрителям у меня случались панические атаки, но одновременно манило всё, что находится за кулисами. Очень благодарна своему мастеру, который дал возможность овладеть той профессией, в которой чувствую себя, как рыба в воде.

– Актёрской судьбы не удалось избежать?

– Да, по окончанию института поступила в труппу «Московского театра Луны» к Сергею Борисовичу Проханову. Актрисой работала у Константина Аркадьевича Райкина в «Сатириконе» и в Вахтанговском театре. Всё складывалось отлично, но меня увлекала режиссёрская стезя. В театре Проханова, где есть детский театр «Маленькая Луна», занималась с ребятами, поставила свой первый спектакль. Потом вместе с Сергеем Борисовичем работала над постановкой «Мери Попинс» на большой сцене, в которой участвовали мои воспитанники.

– И вы решили продолжить работу с детьми в Астрахани?

– Считаю наш город оплотом спокойствия и тишины, что мне очень нравится. Москва – город одиночества: оказываешься в толпе, где все двигаются, а ты стоишь. Почувствовала, что мой путь в столице закончился. По приезду не сразу пришла в театр. Совершенно случайно пять лет назад получила приглашение от директора Астраханского государственного театра оперы и балета Натальи Викторовны Шаговой занять проектом «Комната Дедушки Мороза». Потом в качестве педагога по актёрскому мастерству подключилась к проекту «Каникулы в театре». Наталья Викторовна придумала его для того, чтобы с самого детства начинать воспитывать зрителей, рассказывать о театре интересно и неформально. За десять дней, что длится театральная смена, у многих детей возникает желание продолжать дальше развиваться в этом направлении. Вот и родилась идея сделать сезонный проект, где вести с ребятами не только точечную, ознакомительную работу, а подать её в развёрнутом виде.

photo_2023-04-21_14-08-18.jpg

Так появилась наша театральная студия «Вверх!», творческая лаборатория. Изначально было 40 детей, теперь к нам ходит заниматься более 200. Они разделены на несколько возрастных групп, которые посещают ребята от четырёх до 18 лет.

– Взрослые астраханцы мечтают заниматься театральным искусством?

– Иногда мой телефон разрывается от звонков желающих посещать занятия. Надеюсь, что нам удастся открыть самую старшую группу, её ждут много соискателей.

– Как проходят занятия?

– Собираемся по воскресеньям, когда дети не заняты в школе. За несколько часов с учащимися занимаются педагоги по хореографии, вокалу, прикладному искусству. Я веду сценическую речь и актёрское мастерство. Все педагоги – театральные люди: мы прививаем ученикам навыки, рассказываем о нашем театре. Студийцы посещают репертуарные спектакли АГТОиБ, учатся постигать искусство, живут театральной жизнью, принимают участие в различных мероприятиях. Например, в новогоднем проекте «Комната Деда Мороза» актёрами выступают повзрослевшие ребята, которые приходили когда-то смотреть представления совсем маленькими.

– Дети выпускают спектакль по окончании сезона?

– За сезон ставим несколько спектаклей. Это зависит от событий, происходящих в театре. Каждую премьеру на большой сцене поддерживаем своими мероприятиями, участвуем в творческом процессе. Создаём инклюзивные спектакли, где принимают участие дети с ограниченными возможностями здоровья. Воспитанники нашей студии понимают, что такое работа. Сначала им кажется, что всё просто, но театр даёт понимание, что за всей лёгкостью, что они видят на сцене, стоит труд. Занимаясь, ребята осознают, что театр – сложный механизм, где нужно создать декорации, продумать костюм, поработать над образом, выучить текст. Они создают спектакль сами, получая удовольствие, при этом всё понимают с полуслова и прекрасно ориентируются в сценическом пространстве.

Многие не хотят уходить. Студийцы работают волонтёрами в проекте «Каникулы в театре», помогая малышам, учатся нести ответственность за себя и других, быть самостоятельными. Всегда говорю им, что это не мой спектакль, а ваш, у нас нет главных и второстепенных ролей. Спектакль делает команда. Если старшие видят, что малыши устают, они их подбадривают, развлекают. Некоторые воспитанники работают с другими режиссёрами на большой сцене в оперных спектаклях «Кармен», «Богема», «Князь Игорь».

photo_2023-04-21_14-08-20.jpg

Учу ребят нести за себя ответственность вне зависимости от возраста, что каждый из них индивидуальность. Детей часто принуждают быть такими, как все, а у нас они осознают важность именно собственной личности. Студия помогает им понять, чего же они хотят на самом деле.

Интервью провела Екатерина Некрасова