Театровед Евгения Тропп – об итогах Фестиваля премьер Астраханской драмы

На минувшей неделе в АДТ прошёл традиционный Фестиваль премьер, на котором новинки прошедшего сезона вместе со зрителями смотрят театральные критики. В этом году наш город посетила декан театроведческого факультета Российского государственного института сценических искусств, доцент, кандидат искусствоведения, редактор и автор «Петербургского театрального журнала» Евгения Тропп. Авторитетный в театральном мире эксперт поделилась с AST-NEWS.ru своими впечатлениями от просмотров.

– Евгения, что вы знали об Астраханском драматическом театре до приезда в наш город?

– Я впервые в этом театре. До своего визита в Астрахань знала, что коллектив возглавляет Александр Огарёв, что здесь работает Александрина Мерецкая. Их творческий тандем знаком мне более десяти лет. Слежу за творчеством Александра Анатольевича, поэтому читаю информацию о его работе в Астрахани в СМИ и соцсетях. Имела представление, что здесь происходит из рассказов своих коллег – Татьяны Джуровой и Оксаны Кушляевой, бывавших в Астрахани на Фестивале премьер. В вашем городе живёт моя магистрантка, которая в своих работах освещает события астраханской театральной жизни.

– После просмотра пяти репертуарных спектаклей АДТ, у вас сложился образ театра?

– Из того, что увидела, могу лишь сказать, как развивается союз части труппы и режиссёра Огарёва. Например, спектакль «День города Nь», не входящий в программу Фестиваля премьер, изменился с изначальной версии 2021 года. То, о чём писали мои коллеги, теперь стало иной историей. В спектакле возникла пьеса, которой ранее не было. Первая часть альманаха – «KILL кит» Евгении Юсуповой и финальная его история «Макси-и-м!», написанная моей подругой и коллегой, театральным критиком Еленой Вольгуст, создали некую арку в спектакле, состоящем из трёх отдельных произведений, не связанных между собой ни сюжетно, ни стилистически. Но за счёт того, что в обоих отрывках играет Александрина Мерецкая, обладающая интересной актёрской индивидуальностью, воплощённые ею образы двух матерей связали эти истории воедино. В первой новелле на примере беды малого народа повествуется о разрыве человеческих связей. В заключительной истории, которую зрители смотрят с двух ярусов вниз – зал и сцена, где разворачивается действо, представляются неким космосом, где мать ищет своего потерянного сына. Через потери разного масштаба просматривается общая катастрофа мироустройства.

Такие глобальные абстрактные вещи важны для режиссуры Огарёва, строящего театр больших идей, решающихся на самом разном материале. Он выводит бытовые обыденные коллизии на более высокий уровень осмысления. Будь то его версия пьесы Чехова «Чайка» или «Анна в тропиках» Нило Круза. Это совершенно несопоставимые драматургические миры, но и в том и другом случае присутствует разговор о важных сущностных вещах.

Александр Огарёв всегда строит зрелищный театр. Для меня было приятным удивлением, что в спектаклях, что я увидела, насыщенная визуальность соединилась с актёрскими силами астраханской драмы во взаимополезный симбиоз. Здесь артисты не просто часть картинки, а сила, работающая на смысл. Если артисты несут содержание, значит, есть диалог между режиссёром и труппой. Увидев одних и тех же актёров в очень разных ролях, хочу отметить понимание режиссёра, куда вести того или иного артиста и желание предложить нечто новое, чтобы раскрыть его индивидуальность.

Конечно, есть огромные возможности для динамики развития труппы, где совсем молодые артисты играющие большие роли. Перед ними ставятся задачи на вырост, когда не используется что-то знакомое и простое, а предоставляется возможность роста.

– Многие ли российские театры развиваются по тому же пути, что АДТ?

– Сейчас иметь главного режиссёра может себе позволить далеко не каждый коллектив. По всей России огромное число директорских театров. Бывают случаи, когда прекрасный хозяйственник не разбирается до конца в драматургии и современных художественных тенденциях, не имеет полного представления о режиссёрских силах страны. В таких театральных моделях всё зависит от директорского вкуса и их уровня образования. Безусловно, есть удачные директорские театры, но для большого стабильного коллектива, каким является астраханская драма, большая радость иметь художественного руководителя, который занимается труппой и репертуаром. При этом важно, что здесь слушают зрительский запрос, предлагая им не только усложнённые вещи, но и более лёгкие постановки. Выстраивание репертуара – особенная политика, когда в афиши есть спектакли разных жанров и направлений.

На этой неделе Астраханский драмтеатр во второй раз станет основной площадкой фестиваля «Театральная дельта», долгожданного события как для зрителей, так и для профессионалов. С 30 сентября по 10 октября культурная жизнь Астрахани пройдёт под знаком театрального искусства Ранее AST-NEWS.ru знакомил с фестивальной программой и ее афишей.