Юрий Клевцов: «Мне ещё предстоит открыть для себя Астрахань»

В новом сезоне пост главного балетмейстера Астраханского театра оперы и балета занял народный артист России Юрий Клевцов. На протяжении нескольких лет он являлся премьером Большого театра и приглашённым солистом аргентинского театра «Колон». На творческом счету танцовщика ведущие партии в знаменитых балетах и работа на лучших отечественных и зарубежных сценах.

По окончании сценической карьеры Юрий Клевцов посвятил себя педагогической деятельности, стал выступать в качестве хореографа-постановщика. Юрий Викторович руководил балетной труппу Ростовского государственного музыкального театра, работал балетмейстером-репетитором Большого театра. Позднее он возглавил балетный коллектив Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени М.И. Глинки.

AST-NEWS.ru встретился с Юрием Клевцовым, чтобы узнать о перспективах развития астраханского балета.

– Ваши впечатления от Астраханского театра оперы и балета и его балетной труппы?

– Что произвело впечатление изначально – это огромное здание театра. Пока ориентируюсь в той его зоне, где больше всего нахожусь – балетных классах. Так что мне предстоит более доскональное изучение театральных пространств и нюансов. Что касается труппы, то я посмотрел ребят, в том числе и на премьере «Раймонды». Постепенно приступаем с ними к работе над балетом «Медный всадник». Считаю, что первое впечатление обычно правильное. Увидел перед собой способных, и, главное, желающих работать людей. Это всегда подкупает, даже если что-то не получается. Можно научиться всему, если есть желание. Поэтому у меня позитивное впечатление от коллектива. Мне предстоит ещё обжиться в театре, понять многие вещи разной степени приятности, из которых следует извлечь все самые положительные результаты.

– Что вы знали об Астрахани до своего нынешнего приезда сюда?

– Астрахань была только в моих детских воспоминаниях, когда приезжал сюда отдыхать на машине с родителями. Впечатления от астраханской природы остались у меня на всю жизнь. Полноценное знакомство с нынешней Астраханью мне ещё предстоит. Пока что я изучил только окрестности театра. Планирую подробно изучить кремль и музеи.

– Ваш путь в балет был радужным или всё же тернистым, как у большинства коллег?

– Преодоление – суть нашей профессии. Я не был баловнем судьбы, мои родители не имели отношения к этой среде. Отдать меня в балет было желанием моей бабушки, которой сейчас 99 лет и она, слава Богу, здорова. В то время конкурс в Московское хореографическое училище был огромным, но я его прошёл без всякой сторонней помощи. Так начался мой путь «чрез тернии к звёздам», в который вложено много труда. Изначально попал к хорошим педагогам: в младших классах – Инна Самодурова, потом суперпрофессионал, ученик знаменитого Николая Ивановича Тарасова – Александр Прокофьев.

– Как прошла ваша трансформация из премьера Большого театра в хореографа и балетного педагога?

– Я получил серьёзную травму – порвал ахиллово сухожилие, после чего предстояло долго восстанавливаться. Должен был пройти год, чтобы я мог вернуться на сцену. В этот период не знал, куда себя деть. Мой коллега по Большому театру Константин Иванов, ныне худрук Марийского государственного театра оперы и балета, сказал, что знаменитый балетмейстер Георгий Дмитриевич Алексидзе набирает в ГИТИСе курс. Мне тогда было уже за тридцать, и я понимал, что танцевальная карьера рано или поздно закончится, поэтому решился освоить новую профессию. Несмотря на то, что наш мастер знал меня по моей работе в Большом, я сдал все положенные экзамены, и приступил к обучению. Но из-за загруженности на последнем курсе пришлось пропустить учёбу. Так я задержался в ГИТИСе на лишний год и выпускался уже у Михаила Леонидовича Лавровского.

В тот период я работал в Ростовском театре оперы и балета с Алексеем Фадеечевым над балетом «Гамлет» на музыку Шостаковича, который фактически стал моей дипломной работой. А далее получил предложение от своего товарища Сергея Филина, тогда возглавлявшего балетную труппу Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Он сказал, что Челябинский театр оперы и балета ищет главного балетмейстера.

– Нуждается ли нынешний состав балетной труппы театра в расширении?

– Безусловно, нуждается. Особенно мужской её состав, потому что на сегодняшний день у нас мужчин чуть более двадцати, что мало. Если говорить о больших серьёзных спектаклях, не говоря уже о таких балетных полотнах, как «Спартак», то думать о них пока рано. Женский состав коллектива тоже необходимо усилить и расширить. Мы сейчас находимся в процессе устранения таких несоответствий.

– Вы упомянули, что работа над балетом «Медный всадник» уже началась. Расскажите о вашей концепции спектакля.

– Рад, что в этой работе столкнулся с интересным художником и человеком Олегом Молчановым, с которым мне приятно работать. Он хорошо слышит и понимает меня, предлагает неожиданные решения. У нас настоящая команда. Мне пришлось изменить традиционное либретто балета, отказавшись от некоторых сцен, а какие-то музыкальные отрывки перевести в ассамблею – некий дивертисмент, присутствующим в основном сюжете. Планируем выпустить премьеру балета «Медный всадник» в конце марта следующего года.

– По какому принципу будет строиться репертуарная политика балетных спектаклей?

– Сейчас в театре спектакли идут блоками, что не совсем в стиле репертуарного театра. Этот момент заслуживает тщательного обсуждения. Такая политика удобна для постановочной части, но не для зрителей. Чтобы изменить эту схему, необходимо создать репертуар. Сейчас я говорю только о балетной составляющей афиши, основой для которой должен быть классический репертуар, в который не стоит вкладывать личные амбиции и ходы. Нужно больше спектаклей, для участия в которых можно приглашать гостей из других театров, но прежде всего участвовать должны наши артисты. Можно придумывать собственные декорации и костюмы, даже вводить свои отдельные танцы, но, в общем, спектакль должен быть выдержан в едином стиле. Тогда на классической репертуарной основе можно фантазировать о чём угодно и создавать свои авторские спектакли.

В конце сезона мы представим зрителям балет «Баядерка», которого ранее не было в афише. К сожалению, в ней нет таких названий, как «Корсар», «Спящая красавица» и прочих образцов классического наследия. Декабрьская афиша привязана к новогодним праздникам, по традиции будет идти «Щелкунчик»

– Вернутся на сцену авторские балетные спектакли Константина Уральского – «Андрей Рублёв», «Вальс белых орхидей» и другие, а также балет Дмитрия Гуданова «Le Pari»?

– К сожалению, не видел эти постановки, надо посмотреть их записи, чтобы сказать что-то по существу. Нужно чёткое осознание того, насколько реально сейчас вернуть эти спектакли в репертуар, ведь большинство из них нуждаются в восстановлении. Для этого надо пригашать постановщиков. В ближайшие месяцы это сделать нереально, потому что вести такую работу параллельно с подготовкой «Медного всадника» невозможно. Будем думать, как лучше поступить. Кроме того, что в эти спектакли был вложен огромный труд, на них затрачены немалые средства, которые необходимо оправдать. Мы не имеем права разбрасываться спектаклями, если они не совсем безнадёжные. К сожалению, бывают постановки, даже в Большом театре, на которые было истрачено масса сил и денег, но зритель их не принимает, и они незаметно исчезают с афиш.

– Какие достижимые цели ставите перед собой на новой должности?

– Формирование достойного балетного репертуара на астраханской сцене. Иначе я не могу даже приглашать артистов, которые, прежде всего, интересуются, что они будут танцевать. Молодые, амбициозные солисты стремятся работать не только в современной оригинальной хореографии, но, главным образом, в спектаклях классического наследия. Хорошо, что в этом сезоне в афише Астраханского театра оперы и балета появилось новой название – «Раймонда».

Классические балеты помимо своих прочих достоинств – это ещё и касса. Люди, даже не очень погружённые в балетные тонкости, всегда охотнее покупают билеты на знакомые названия.

Сейчас я полностью сосредоточен на создании «Медного всадника». Не хочу пока раскрывать всех карт. Могу сказать, что не работаю в современной пластике, предпочитаю классической стилистике, поэтому поделюсь тем, чем владею.

– Планируете поставить в Астрахани спектакли, в которых вы блистали на сцене Большого театра или в театре «Колон» в Буэнос-Айресе?

– Почему бы и нет. В Аргентине шёл балет «Тщетная предосторожность» – замечательный семейный спектакль с красивой музыкой. Было бы прекрасно, когда будет такая возможность, воплотить его в Астрахани, как и другие балеты, в которых я танцевал. Когда мужской состав труппы будет соответствующим, можно поставить даже «Спартак» с потрясающей музыкой Хачатуряна. Главное, чтобы у нас на всё хватило сил и возможностей. Самое важное в спектакле – выстраивание режиссуры. Например, просматривая сейчас балеты Юрия Николаевича Григоровича, замечаешь, что режиссура выстроена настолько идеально, что его хореографические полотна смотрятся на одном дыхании.

– Ваша жена Элина Пальшина также известный в балетном мире человек, она помогает в вашей деятельности?

– Я с ней часто советуюсь, показываю рабочие видео. Она делится впечатлениями, обсуждаем некоторые моменты. Иногда даже спорим. Всегда ценю стороннее наблюдение, прислушиваюсь к мнению других. Интересно знать, как смотрится моя работа со стороны. Даже когда в корне не согласен с собеседником, выношу из разговора рациональное зерно.

Благодарим Юрия Викторовича за интересную беседу и желаем ему яркой и интересной работы на новом посту. 

Интервью провела Екатерина Некрасова