Этой весной к 70-летию Победы во всех районах Астрахани и области открывали новые мемориалы, приводили в порядок старые памятники. Но обелиск у бывшей судоверфи имени Кирова, кажется, так и остался позабытым.


Строили миром

Мемориал у проходной бывшей судоверфи имени Кирова появился в 1985 году, в преддверии 40-летия Победы. Он был возведен, как писала газета «Кировец», на средства, заработанные сотрудниками предприятия в ходе трудовой Вахты памяти. Инициатором его строительства выступил бывший тогда директором Владимир Шапошников, его помощником в этом деле стал ныне покойный парторг предприятия Иван Есин. «Партийная организация и администрация судоверфи работали над строительством памятника воедино», — вспоминает председатель совета ветеранов предприятия Любовь Елисеева.


В 1941-1945 годах с судоверфи им. Кирова ушли на фронт 753 человека. 208 из них не вернулись. Их имена выбиты на плитах обелиска.


Надеялись на юбилей

Каждый год 9 мая у мемориала проходил памятный митинг. За обелиском ухаживали. Территория вокруг него (как, впрочем, и вся аллея, ведущая к проходной) утопала в цветах. Это продолжалось даже после того, как в 1993 году судоверфь была приватизирована и распалась на несколько малых предприятий.


Но время шло, менялись люди, старые работники судоверфи постепенно уходили. И где-то с середины 2000-х за памятником ухаживать перестали. После того как предприятие о нем «забыло», других заботливых рук для обелиска не нашлось, утверждает Любовь Елисеева. Некоторое время его пытались поддерживать ветераны — поливая газон водой из ведер.


«В этом году губернатор Александр Жилкин обещал, что все памятники, посвященные Великой Отечественной войне, будут приведены в порядок, — говорит Любовь Елисеева. — Мы надеялись, что и наш обелиск подремонтируют, благоустроят территорию. Но, видимо, кто-то не выполнил поручение губернатора».


На пустыре

В управлении по коммунальному хозяйству и благоустройству мэрии Астрахани сообщили, что перед праздником обелиск ремонтировали: покрасили буквы, приклеили отколотую плитку. Действительно, слова «Никто не забыт, ничто не забыто» обведены свежей краской. А вот до имен погибших солдат руки не дошли — буквы частично стерты, а некоторые уже отвалились. Да и насчет приклеенной плитки слегка преувеличили (это видно на фото).

На 9 мая к мемориалу возложили венки и цветы. И — опять забыли про него. Через месяц после юбилея Победы у памятника тишина, нарушаемая лишь шумом ветра. Три свежих венка ярко выделяются среди зарослей нескошенной травы и неубранной горы высохших цветов.


Среди имен, выбитых на обелиске, есть три одинаковых: Валуев В.В. Это три брата — Владимир, Виктор и Василий. Все трое — летчики. В августе 2013 года в думу Астрахани поступило обращение от гражданина Словакии Стано Бурса, в котором сообщалось, что Василий Васильевич Валуев, на счету которого 9 сбитых вражеских самолетов, погиб в 1945 году в воздушном бою под Ланжготом (Чехословакия) всего за несколько дней до победы. Автор письма сообщал, что в Словакии хотят открыть музей имени Василия Валуева и просят найти родственников героя и предоставить любую информацию о нем, его жизни.


Родственников Василия найти не удалось. Но дом, в котором жила семья Валуевых еще до войны, существует до сих пор.


Вероника Иошко,

"Газета Волга"

Фото Максима Коротченко