В воскресенье, в районе нулевого километра, рядом с главпочтамтом в г. Астрахани группа молодых людей без опознавательных знаков принадлежности к какой-либо организации собирали у прохожих подписи под обращением к министру образования Астраханской области Виталию Гутману с выражением пожелания ввести во всех учебных заведениях нашего региона перед началом занятий обязательное включение гимна России в учебных аудиториях.

По мнению сборщиков подписей, ежедневное звучание гимна перед уроками должно из учащихся сделать настоящих патриотов. Трудно согласиться с таким мнением, поскольку ежедневное прослушивание гимна ничего, кроме неприязни к нему, не будет вызывать у школьников спустя учебное десятилетие. Ежедневное прослушивание одной и той же песни в течение десяти лет - может стать некоторой шоковой терапией для неокрепших детских умов, в недрах которых при таком навязчивом подходе, наоборот, может закрасться непреодолимая ненависть к идеям патриотизма. 

Плохо, когда патриотизм становится игрушкой в руках несведущих в этой светлой идее людей. Ведь патриотизм к своей Родине у подростка проявляется не во время зазубривания слов гимна, а при осознании, например, того, что его окружают лучшие, любимые и любящие люди, прекрасный и благоустроенный путь от уютного дома до приветливой, обустроенной школы с профессиональными педагогами, у которых достойная заработная плата, как и у его родителей, родивших его в самой лучшей в мире стране. 

Гимн России - безусловно, лучший гимн среди гимнов. Его можно услышать не только каждое утро на "Маяке" и радио "Россия" и на торжественных государственных мероприятиях, но и на любых современных гаджетах, подключенных к сети интернет, что есть у каждого учащегося. Недостатка доступа к тексту и записям гимна нет. Нужно стремиться к тому, чтобы люди по личной инициативе выучивали его наизусть, пели и слушали в связи с бодрым настроением. А от благого дела, навязанного силой, добра не жди.

М. Толкунов