Генпрокуратуру, министра природных ресурсов РФ и президента России «зеленые» просят разобраться в истинных причинах экологической катастрофы в Волго-Ахтубинской пойме.


Природный форс-мажор или жадность владельцев ГЭС?

Нынешнее маловодье на Волге называют крупнейшим за век. Особенно тяжко приходится сейчас жителям поселков на левом берегу Волги и на острове Сарпинском, крупнейшем по площади речном острове в Европе. Колодцы пересохли. Людям уже не хватает воды не только на полив огородов, но и для питья. На днях жители острова Сарпинский едва не подрались «стенка на стенку» с дачниками, включившими насос для полива. Закончилось тем, что молодой поселянин проник на территорию насосной станции, отключил насос, а возмущенным дачникам на все претензии кричал: «Только через мой труп!». Лишь благодаря вмешательству полиции обошлось без жертв.


Что уж говорить про бессловесные растения, рыбу и животных в природном парке Волго-Ахтубинская пойма: они просто гибнут. Из-за небывало малого сброса воды Волжской ГЭС влага в ерики, озера и протоки Волго-Ахтубинской поймы так и не зашла.


Официальная версия гидроэнергетиков: причиной маловодья стала малоснежная зима. Пресс-служба Волжской ГЭС ссылается на режим водосброса, установленный Федеральным агентством водных ресурсов. Мол, мы – только исполнители правил и предписаний, которые «сверху» присылает Москва.


С версией природного форс-мажора не согласились экологи и ихтиологи Волгоградской области. Аналогичную позицию заняла народная политическая партия «Альянс Зеленых и Социал-демократов» в регионе.


- Мы считаем, что гидрологи допустили ошибку или преступную халатность, - говорит председатель регионального отделения партии «Альянс Зеленых» Людмила Соловьева, эколог по образованию. - Воду ГЭС начала сбрасывать ориентировочно со 2 мая.  И по нашему мнению, и без того тяжелая ситуация усугубляется действиями гидроэнергетиков.


Служба по связям с общественностью объяснила, насколько я знаю, идет сброс со скоростью 10 тысяч кубометров в секунду, максимальный сброс был 16 тысяч кубометров в секунду. А для достижения более-менее приемлемого уровня воды надо, чтобы этот показатель составлял 25-26 тысяч кубов. В самом маловодном году, 2006-м, они скидывали 18 тысяч, и это была катастрофа, потому что вода не зашла в пойму, все ерики и озера высохли. Пойменные луга погибли. В этом году вода вообще не зашла в пойму. Вопрос, что мешало гидрологам дать 26 тысяч кубов на два дня, чтобы вода хотя бы вошла в пойму, чем держать уровень, которого недостаточно даже для минимального обводнения поймы? Это все равно было бы плохо, но не так катастрофично, как сейчас. Сейчас высохнет вся пойма, ни рыбы, ни птиц, ни другой живности там не будет. Нас ждет катастрофа, на фоне которой померкнет катастрофа 2006 года.


Мы считаем, что катастрофические последствия, которые ожидают пойму, являются следствиями грубых нарушений правил регулирования стоков Волго-Камского каскада. Эти правила были разработаны в 80-х годах, но их сейчас никто не учитывает. Себестоимость электроэнергии, вырабатываемой на Волжской ГЭС, составляет шесть копеек киловатт в час, а цена реализации – шесть рублей. Выгоднее электроэнергию вырабатывать в больших объемах зимой, потому что темное время суток больше и холода, и поэтому через турбины сбрасывают максимальные расходы воды. А на весну не хватает. Что касается кивков на малоснежную зиму: Волго-Камский бассейн рассчитан на многолетнее регулирование, и если бы правила соблюдались, то,  считаем, можно было бы свободно выдержать три засушливых года подряд, обеспечивая нормальное весеннее половодье. Но, к сожалению, во главу угла сейчас во всем поставлен бизнес.


На прошлой неделе волгоградские «зеленые» обратились в Генпрокуратуру, к министру природных ресурсов РФ и к президенту Российской федерации с просьбой разобраться в причинах нынешнего маловодья на Волге и экологической катастрофы в Волго-Ахтубинской пойме.


За все заплатят налогоплательщики?

Экстренные меры сейчас принимаются для спасения растительного мира природного парка. По распоряжению губернатора Андрея Бочарова, с 25 мая началась закачка воды в Каширинский и Краснослободский тракты  для заполнения в следующие дни  ериков  и озер  в Среднеахтубинском районе региона, в Волго-Ахтубинской пойме и в Кировском районе Волгограда. На эти цели выделяются огромные деньги – около 204 миллионов рублей, в том числе из резервного фонда области.


Но рыбу это уже не спасет. Она не успела отнереститься. По мнению ихтиологов, для полного восстановления рыбных ресурсов Волго-Ахтубинской пойме теперь потребуется как минимум десять лет. При соблюдении главного условия - достаточный объем воды, который с каждым годом становится все меньше.


Специальные меры в связи с маловодьем введены не только на Волге, а также в Донском бассейне и на Волго-Донском судоходном канале.


Для комплексного решения проблемы волгоградский регион вместе с научным сообществом и специалистами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации разрабатывает долгосрочную концепцию обводнения Волго–Ахтубинской поймы.


Меж тем ответственности за эту экологическую катастрофу, устроенную, как утверждают «зеленые» гидроэнергетиками, похоже, никто не понесет.


- Волгоградское  водохранилище – это, по сути, колоссальная емкость для воды, которая создается при помощи перегораживающей русло реки плотины, - объясняет, как именно можно искусственно менять климат и устраивать где-то засуху, а в других местах – наводнение, эколог,  председатель регионального отделения партии «Альянс Зеленых» Людмила Соловьева. - Напор воды, создаваемый плотиной, дает возможность вырабатывать электроэнергию на агрегатах гидроэлектростанции. Водохранилища накапливают воду, когда ее много, и отдают воду, когда ее мало. Соответственно уровень воды в водохранилище не является постоянным. К весне он минимален – за зиму гидроэлектростанции вырабатывают много воды для производства электроэнергии. Весной, после начала таяния снега, воды в реках становится намного больше и водохранилище начинает наполняться. Мы считаем, что руководство Волжская ГЭС в весенней период сбрасывает меньше воды из водохранилища, чем в нее поступает. Логика поведения руководителей  ГЭС, которые освобождены реформой электроэнергетики от реального контроля и ответственности за свои действия, представляется простой и сопоставимой с логикой руководства Волжской ГЭС принципа «все для прибыли».


Чем выше заполнено водохранилище, тем ниже себестоимость вырабатываемой ГЭС энергии -и, соответственно, тем выше ее доходы.


К сожалению, экономические трудности страны отразились и на режиме работы  гидроузла, и, насколько можно судить, к началу паводка руководство ГЭС подошли не полупустыми, что необходимо для нормального наполнения  Волго-Ахтубинской поймы, а, напротив, с заполненными водохранилищами, но по какой-то только им известной причине сброс воды в нужном объеме не происходит.  В настоящий момент сохраняется угроза полного уничтожения флоры и фауны уникального природо-охранного парка. На лицо – искусственно организованное маловодье Волго-Ахтубинской поймы. А стоимость маловодья в Волгоградском регионе опять оплатят налогоплательщики.


Кстати

Министр сельского хозяйства России Александр Ткачев недавно пообещал отправить специалистов в соседнюю с Волгоградской, Астраханскую область, чтобы разобраться с причинами маловодья. Астраханская область тоже терпит катастрофические убытки и проблемы. На недавнем селекторном совещании с минсельхозом страны руководство области говорило о том, что недостаток воды привел к тому, что более 300 тысяч гектаров естественных сенокосных угодий остались не залитыми, что ведет к снижению их кормоемкости и объему заготовок грубых кормов на осенне-зимний стойловый период. Помогут ли специалисты минсельхоза решить проблему?


Мнение ОАО «РусГидро»

Вот какой комментарий мы получили из по поводу поднятой проблемы. Пресс–секретарь ОАО «РусГидро» Елена Вишнякова заявила:


- Прежде всего, нужно отметить, что режим работы и объемы сбросов через ГЭС Волжско-Камского каскада устанавливает Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы). То есть, именно оно определяет сколько воды должен пропустить через себя гидроузел. Это государственное ведомство выносит свои решения на основе рекомендаций межведомственной рабочей группы (МРГ), в состав которой входят представители администраций всех регионов Поволжья, всех бассейновых волжских управлений (территориальные подразделения ФАВР), Минсельхоза, Росрыболовства, Росморречфлота, ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы», Ростехнадзора, МЧС РФ и гидроэнергетики. Все решения, определяющие объем расходов (пропуска воды) через ГЭС, являются консолидированными. В них учитываются интересы всех водопользователей. Никаких единоличных решений или сговора двух сторон, влияющего на принятие решения, нет. Главный приоритет при установлении режимов работы ГЭС – это обеспечение бесперебойного водоснабжения населения и социально-значимых объектов даже в самых тяжелых ситуациях. В меньшем приоритете – рыболовство, сельское хозяйство и судоходство. Интересы энергетиков находятся на одном из последних мест. Например, в этом году Рыбинская ГЭС была остановлена на месяц - это принесло убытки энергетикам, но позволило заполнить водохранилище до уровня, необходимого для судоходства. По тем же причинам несколько дней стояла Угличская ГЭС.


В материале автор ставит под сомнение то, что причиной низкой приточности в водохранилища каскада стала малоснежная зима. Однако это подтверждается фактами. Снегозапасы, которые мы имели в этом и в прошлом году, были крайне низки. К концу периода накопления, а это март – начало апреля, снега было фактически в 2 раза меньше, чем положено по норме. Всю подробную информацию о снегозапасах в бассейне Волги можно найти в сводках на сайте Росгидромета.


В предыдущем году ситуация со снегом сложилась аналогичная, однако тогда обстановка была более благоприятной, поскольку за предыдущий, более полноводный 2013 год были накоплены существенные запасы в водохранилищах Волжско-Камского Каскада – Куйбышевском, Рыбинском, Камском. К этому году запасы были истрачены на то, чтобы обеспечить устойчивое водоснабжение городов. Так что сейчас два неблагоприятных фактора – маловодный приток и низкий запас воды в водохранилищах – накладываются один на другой, что привело к необходимости экономии и ограничении обводнения Волго-Ахтубинской поймы (ВАП).


Автор утверждает, что «из-за небывало малого сброса воды Волжской ГЭС влага в ерики, озера и протоки Волго-Ахтубинской поймы так и не зашла». На самом деле это не так. Действительно, в полноводные годы для обводнения ВАП на Волжской ГЭС увеличивали сбросы до 25 000 м3/с. В этом году запасы воды в водохранилищах каскада позволяют держать расходы не более 16 000 м3/с. Нужно отметить, что это не «небывало малый сброс», а нормальный сбросной режим, предусмотренный Правилами использования водных ресурсов (утвержденных государством). Он достаточен для обеспечения залива части поймы и нереста рыбы. Соответственно, говорить о том, что вода вообще не вошла в пойму – не правильно. Она там есть, но меньших объемах, чем было в более полноводные годы.


Именно поэтому утверждение про «катастрофические последствия, которые ожидают пойму, являются следствиями грубых нарушений правил регулирования стоков Волго-Камского каскада» не обоснованно. Именно правила диктуют Росводресурсам, устанавливающим режимы работы ГЭС, ввести режим экономии, который отражается на всех водопользователях. Понятно, что это компромисс, но он вынужденный. Если в текущей ситуации увеличить сбросной расход на Волжской ГЭС для заполнения Волго-Ахтубинской поймы, то это приведет к резкому опустошению Волгоградского и Куйбешевского водохранилищ, т.к. расходы на Жигулевской ГЭС тоже надо будет увеличивать. В условиях маловодья это приведет к социально-экономической и экологической катастрофе в населенных пунктах, располагающихся на берегах этих водоемов. В период минимальной приточности (а это лето, осень и зима) пустое водохранилище грозит остановкой городских водозаборов, проблемами в ЖКХ, массовым мором рыбы из-за повышения концентрации вредных веществ в воде.


Если появляется возможность, то Росводресурсы корректируют режим обводнительного попуска в низовья Волги. Так 22 мая 2015 г. Федеральное агентство водных ресурсов приняло решение о продлении сбросных расходов 14000 м³/с через Волгоградский гидроузел до 28 мая 2015 г. включительно (первоначально планировалось до 26 мая). Основанием послужили прошедшие дождевые паводки и увеличение расчетов Росгидрометом полезного притока воды в Волжско-Камский каскад во 2 квартале с 104 км³ до 106,4 км³. Это позволило в еще большем объеме заполнить протоки и ерики Волго-Ахтубинской поймы и создать более благоприятные условия для нереста рыбы. После её завершения сбросы ежедневно снижаются по 1000 м³/с и к 6 июня 2015 г. достигнут меженных значений 5000 м³/с. Ориентировочно с такими расходами Волжская ГЭС будет работать осенью и зимой, вплоть до наступления весны 2016 года, когда наступит половодье. К примеру, в период с ноября 2014 г. по март 2015 г. средние расходы воды гидростанции не превышали 5000 м³/с. Сегодня приток к станции составляет 12800 м³/с, в нижний бьеф сбрасывается 13700 м³/с в том числе 1600 м³/с через холостой водосброс.


Поэтому заявление «Выгоднее электроэнергию вырабатывать в больших объемах зимой, потому что темное время суток больше и холода, и поэтому через турбины сбрасывают максимальные расходы воды», также весьма далеко от истины. Максимальные расходы через Волгоградский гидроузел всегда в период половодья и специальных обводнительных попусков. Зимой же расходы минимальны и практически одинаковы. На сайте РусГидро имеется специальный гидрологический информер, на котором можно сравнить расходы за любой период, начиная с весны 2013 года (время создания этого информера). На этом же информере можно отследить изменение уровней водохранилищ и тогда потеряет смысл следующее утверждение: «к началу паводка руководство ГЭС подошли не полупустыми, что необходимо для нормального наполнения  Волго-Ахтубинской поймы, а, напротив, с заполненными водохранилищами, но по какой-то только им известной причине сброс воды в нужном объеме не происходит».



PS. «Свободная пресса»-Юг» продолжает следить за темой. Мы обязательно сообщим итоги проверки генеральной прокуратуры, отследим реакцию минприроды и администрации президента РФ, а также, что по этому поводу думает минсельхоз страны, который в ближайшее время пришлет своих специалистов.


Ольга Поплавская,

yug.svpressa.ru