В Астраханской области пик половодья, однако вода встала, не дойдя до нерестилищ, а в верхнем течении Волги уже пошла на убыль. Ученые КаспНИРХа бьют тревогу: на полоях в большом количестве гибнет рыба. Какой урон будет нанесен биоресурсам, подсчитают к осени.


На всех воды не хватает

На каскаде Верхневолжских ГЭС весеннее половодье завершилось. Приток воды в Рыбинское водохранилище составил чуть больше половины нормы. Сейчас накопленный объем используют для поддержания уровня для судоходства по Волге ниже по течению. Гидрологи предупреждают, что имеющиеся запасы воды в волжских водохранилищах не смогут в полной мере обеспечить потребности всех отраслей экономики. А в это время в Астраханской области воды катастрофически не хватает для обеспечения нормального нереста рыбы.

В этом году объем весеннего спецпопуска отмечается в рекордно низком объеме — 62 куб. км. Такое половодье практически не оставляет шансов на выживание молоди рыбы, считают ученые. Столь низких показателей сброса воды за последние годы они еще не припомнят. По словам заместителя директора ГБНУ «КаспНИРХ» по научной работе Сергея Шипулина, со времени зарегулирования стока Волги более низкие сбросы отмечались только в 1975 году — на уровне 56 куб. км.

Проблема маловодья кроется в верховьях Волги и связана с недостаточным наполнением Рыбинского и Иваньковского водохранилищ. По данным Гидрометцентра РФ, в этом, как и в прошлом году, на европейской части России была малоснежная зима, талые воды активно уходили в грунт. По словам главы ведомства Романа Вильфанда, сегодня вся надежда на дожди в мае и июне, которые могут компенсировать недостаток воды. Однако ученые из Российской экологической академии связывают обмеление Волги и уже возникшие там проблемы с судоходством с избыточными сбросами воды из реки в интересах энергетических компаний. Ученые обратились в Росприроднадзор с письмом и просят проверить обоснованность и соответствие нормам сброса каскада волжских ГЭС.


Рыба гибнет на нересте

Сейчас на полоях и ериках наблюдается жуткая картина. Дохлая рыба плавает, а рядом нерестится живая прямо в ерике, но ее икра вряд ли выживет. На лугах воды нет, и она туда уже не дойдет. В районе Харабалей не хватает по меркам прошлого года 1,8 метра, а в районе Ахтубинска с конца прошлой недели вода ушла на «три ладони». Напомним, сбросы через ГЭС начали снижать еще с 14 мая, согласно графику. Когда вода только начала заливать полои, рыба зашла через трубы в ильмени и ерики, но обратно, похоже, ей было не выплыть. По мнению рыбаков-любителей, это настоящая катастрофа.

Ученые бьют тревогу, но предотвратить массовый мор рыбы вряд ли получится. Как рассказал Сергей Шипулин, в этом году для воспроизводства рыбы складывается крайне неблагоприятная ситуация, водных ресурсов явно недостаточно. Если изначально объем половодья прогнозировался на уровне 75 куб. км, то сейчас стоит ожидать не больше 64 куб. км.

Каких последствий стоит ожидать? Во-первых, зальются не все полои, а примерно 40-50%. А во-вторых, в этом году снова наблюдается несоответствие между гидрологическим и температурным режимом. При 8 градусах наступает благоприятный период для нереста воблы. Такой температурный режим установился с 23 апреля, но вода начала заливать полои только 9-10 мая! При этих условиях, поясняет ученый, рыба отнерестится в прибрежных водотоках, а с приходом половодья икру смоет. Оставшиеся вылупившиеся личинки не найдут себе кормовой базы и погибнут. А к 5-10 июня активная часть половодья уже завершится. И можно предположить, что подавляющее большинство молоди погибнет: за столь короткий период она просто не сможет дорасти до жизнестойкого состояния. При таких неблагоприятных условиях для нереста, по мнению ученых, больше всего пострадают вобла и лещ.

В 2011 году, когда объем половодья был 79-80 куб. км, уровень выживаемости молоди составил порядка 10-11%. Нетрудно предположить, что по итогам паводка 2015 года потери рыбных запасов будут еще выше.

Сергей Шипулин вспоминает, что из последних лет наиболее благополучным для воспроизводства рыбных запасов оказался 2013 год, когда объем половодья составил порядка 125 куб. км, и при этом сам процесс был продолжительным.


Ильмени в опасности

В условиях маловодного паводка в большей степени могут пострадать уникальные астраханские нерестилища — ильмени. Правда, как рассказал руководитель службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Игорь Краснов, ситуация с заполнением ильменей во время половодья заметно улучшилась, так как ведется целенаправленная работа по разваловке незаконных дамб и обводнению западно-подстепных ильменей. В этом заинтересованы не только природоохранные структуры, но и сами местные жители и фермеры.

Но остается проблема эксплуатации ильменей в качестве прудов по разведению рыбы. Многие фермеры, к сожалению, по-варварски ведут хозяйственную деятельность, организуя свой бизнес в середине цепочки ильменей, тем самым отрезая водоснабжение остальных водоемов. Подобные рыбоводные хозяйства можно организовывать только в конечных ильменях.

По словам Игоря Краснова, сегодня пришло время расставить приоритеты, что важнее для нас: интересы природы или бизнеса? Кстати, и налоговая отдача от фермерской деятельности для бюджета региона ничтожно мала. Многие фермеры не вкладывают ни копейки в рыбное воспроизводство, а просто запускают рыбу во время нереста в ильмень и перекрывают его дамбой. А осенью выбирают весь урожай, в том числе и маточное поголовье, нанося тем самым урон природе.

Поэтому сейчас срок аренды фермерами этих ильменей по его завершении больше не будет пролонгироваться.

Ольга Митрофанова,


"Газета Волга"

Фото Максима Коротченко