Оборот антикварного рынка в регионе снизился в несколько раз, по самым оптимистичным подсчетам, вдвое. Однако антиквары уверяют, что предметы старины по-прежнему являются самым выгодным вложением денег. Есть ли в этом зерно истины, разбирался корреспондент "Российской газеты".

Золотой период

То, что в последние месяцы покупать раритеты стали меньше, подтвердили практически во всех регионах округа. Эксперт-оценщик из Астрахани Лидия Крылова утверждает, что заходить в антикварные лавки стали в четыре раза реже.

- Приобретают довольно скромные подарки, в основном статуэтки, - сказала Крылова. - Картины, старинная мебель у нас представлены не очень широко. По большей части малая пластика и предметы быта: посуда, самовары, подсвечники, чайники. Неизменным интересом пользуются иконы, но даже их сейчас не покупают.

Астрахань - город древний, бомбежек во время войны здесь не было, пощадили его и крупные пожары. Казалось бы, антиквариатом он должен быть богат, ан нет. Особым разнообразием астраханский антикварный рынок не отличается: три специализированных магазина, букинистическая лавка да барахолка, где иногда можно присмотреть какую-нибудь интересную вещицу. Любители старины утверждают, что самые необычные и ценные предметы были проданы еще в перестроечные времена, когда на прилавках оказались семейные коллекции, с которыми их хозяева не думали расставаться, да пришлось. В городе проводились даже аукционы, но этот золотой для коллекционеров период закончился быстро и, похоже, безвозвратно. Самые дорогие раритеты давно отвезли в столицу, где за них можно было выручить существенно больше денег. Туда "сбежали" картины прошлого века, иконы и редкие монеты.

В ожидании Тициана

Сегодня местные ценители древнего и прекрасного приобретают антиквариат, как правило, не в целях долгосрочных инвестиций, а в подарок или для украшения интерьера.

Что ни говори, а старинные фолианты на полках или бронзовые подсвечники любому дому придадут особый статус и колорит. За статуэтку покупатель готов заплатить в среднем от 10 до 15 тысяч. С декабря прошлого года и до нынешней весны, когда экономические неурядицы стали очевидны для всех, самый дорогой предмет был продан за 300 тысяч, но что это за вещь, продавцы не признаются. Коммерческая тайна.

По мнению экспертов, в Астрахани еще можно найти антиквариат, но весьма среднего уровня, а то и ниже. Впрочем, так было не всегда. Ведь именно здесь произошла история обретения "Мадонны Бенуа" кисти молодого Леонардо да Винчи. В 1914 году картина была куплена Императорским Эрмитажем у Марии Александровны, жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. Марии (в девичестве Сапожниковой) эта работа досталась по наследству от отца, богатейшего астраханского купца. Согласно семейному преданию, она была приобретена у бродячих итальянских актеров. Относительно недавно, в 1974 году, стало ясно, когда и при каких обстоятельствах "Мадонна с цветком" попала к Сапожниковым. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен "Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова", составленный в 1827 году. В описи за первым номером числится "Божья Матерь, держащая Предвечного Младенца на левой руке... Вверху с овалом. Мастер Леонардо да Винчи... Из коллекции генерала Корсакова".

Если в Астрахани однажды уже случилась столь удивительная история, значит, у местных коллекционеров есть надежда. Ведь математики недаром утверждают: если чудо - событие, случающееся один раз на миллион, то раз в месяц вы можете ждать чуда. Как знать, возможно, в еще сохранившихся и до сих пор неизученных семейных коллекциях или в запасниках ожидают своего часа бесценные полотна. Пусть не Леонардо, но, быть может, Тициана?

Марина Бровкина, 


rg.ru