Главный режиссер астраханского драмтеатра Александр Огарёв: «Мы шли к Пушкину через Бродского»

В истории российской культуры много славных имён и выдающихся личностей, но среди них есть фигура, ставшая символом гениальности и непревзойдённости во всём. Речь об Александре Сергеевиче Пушкине, чья жизнь трагически оборвалась 10 февраля (по новому стилю) 1837 года. Накануне памятной даты AST-NEWS.ru встретился с художественным руководителем и главным режиссёром Астраханского драматического театра, заслуженным артистом России Александром Огарёвым. Поводом для встречи послужило не только скорбное событие 187-летней давности, но и радостный повод. К 225-летию «солнца русской поэзии», которое мы отметим 6 июня, АДТ представит премьеру спектакля «Евгений Онегин», работа над которым уже началась.

– Александр Анатольевич! Кем является Пушкин для вас?

– Александр Сергеевич для меня не только парадоксальная личность, но и во многом ориентир. Пушкин представляет собой феномен поэта и человека, который своим кровным темпераментом создал прецедент новой свободы внутри отечественного искусства. Он рос и воспитывался в уникальной для того времени обстановке – на лицейских ценностях. Это была несколько выдуманная система, основанная на античных идеалах. Описывая свою лицейскую юность в стихотворении 1830 года «В начале жизни школу помню я…», Пушкин упоминает две скульптуры Царскосельского парка, оказавшие влияние на его противоречивый внутренний мир. Одна из них – статуя гармоничного Аполлона, другая – образ бесшабашного Диониса.

Жизненные принципы поэта, сформировавшиеся в лицейской атмосфере, возможно, стали залогом его взаимоотношений с властью и предыдущей художественной традицией. Пушкин нарушил существующие до него правила и создал собственные. Бытовавшая до него отечественная литература была помпезной, тяжеловесной, многословной, непонятной неискушённому человеку. Пушкинская же поэзия совершила революционный рывок, покорив умы и сердца людей разных сословий.

Огромным достижением Пушкина стало то, что он поменял многие устоявшиеся стереотипы. Взять хотя бы письмо Татьяны Онегину. Её поступок – написать письмо любимому мужчине, в противовес устоявшейся модели взаимоотношений, о которых рассказывает ей няня – настоящее проявление свободы. Акт подобной эмансипации, невозможный в те времена, является настоящим прорывом в патриархальном обществе. Татьяна выражает право женщины говорить о своих чувствах, а не подавлять их. Смелый поступок героини «Евгения Онегина» чисто пушкинское открытие, коих у него немало.

Когда я работал в театре «Школа драматического искусства», мы каждый год ездили на Пушкинский фестиваль в Псков. По завершению фестиваля, 10 февраля, мы посещали Святогорский Свято-Успенский монастырь, где покоится поэт.

– Как не потерять живости восприятия его произведений за «бронзовым» слоем величия образа Пушкина?

– Своей личной задачей считаю борьбу со стандартизацией понимания Пушкина. Это хорошо, что его фигура столь почитаема, но многие не понимают до конца, за что именно его так рьяно чтут. Очень бы хотелось представить нашего «Евгения Онегина», как произведение, созданное живым, озорным и глобально мыслящим человеком. Пушкин апеллировал глубокими образами большими формами, размышляя о разных жизненных категориях – любви, счастье, свободе. Сочетание жизни и отвлечённых понятий в нём, как ни в каком другом авторе, слились в наивысшей гармонии.

– Создание спектакля на поэтической основе – задача непростая…

– У нас в конце прошлого года был подготовительный период, когда мы шли к Пушкину через Бродского. На малой сцене мы показываем литературный коллаж по стихам и воспоминаниям Иосифа Бродского «Сны в сумасшедшем доме». Хитрый ход заключался в том, что Бродского полюбить легче, чем Пушкина, потому что он более контактный, неожиданный и современный. Если большая часть наших молодых артистов влюбились в поэзию Бродского, то их роман с Пушкиным завязывается не так быстро. Мне кажется, у каждого человека должно произойти личное открытие Пушкина. Надеюсь, что в ходе нашей работы актёры почувствуют этот поэтический любовный трепет.

– Какие ещё подробности будущей премьеры «Евгения Онегина» вы можете рассказать?

– Мы с нашим директором Лилией Аркадьевной Гурко решили рискнуть, пригласив для работы над спектаклем известного театрального художника Юрия Харикова. Надеемся, что у нас всё срастётся и нам удастся поработать с таким авторитетным мастером. Мы сотрудничали с ним во время моей работы в Московском театре имени Пушкина. Наш спектакль «Дети священника» поехал в Хорватию, где он имел ошеломительный успех. Юрий Фёдорович – очень требовательный человек, учитывающий малейшие нюансы.

Ещё в нашем спектакле будет присутствовать персонаж – Поэт, так как авторские вставки занимают в романе «Евгений Онегин» значительное место, больше, чем сам сюжет.

IMG_9003.JPG

– Перед Бродским вы поставили спектакль о Хлебникове…

– Да, «Кабаре «Велимир»» мы везём в апреле в Санкт-Петербург. Театр «На Васильевском» пригласил нас для участия в фестивале «LOFT».

– Успешных гастролей и спасибо за беседу!