Архиепископ Фаддей (Успенский) - пастырь и педагог

Священномученик Фаддей (Успенский) в 1923-1926 годах возглавлял Астраханскую кафедру. 31 декабря Церковь чтит его память.

Своего архипастыря астраханцы любили за его скромность, кротость, горячую любовь к Богу, которую чувствовал каждый, видя, как владыка совершает богослужение. Любили астраханцы его проповеди и беседы. Кроме того, архиепископ Фаддей был замечательным педагогом, автором труда «Записки по дидактике». Малоизученной теме педагогического наследия архипастыря посвящен предлагаемый материал.

Двадцатый век принес Астраханской епархии и Русской земле много святых - исповедников, новомучеников, праведников. Среди них есть человек, труды которого интересны не только для православного мира, но и для современной педагогической науки. Сегодня в Астрахани уже ничего не напоминает горожанам о жизни великого проповедника, говорившего проникновенные проповеди, кроткого, смиренного, невзыскательного архиепископа Фаддея (Успенского). В начале XXI века пожар стер следы дома, где жил когда-то святой, а на месте аллеи, долгое время носившей его имя («Фаддеевская» дорожка), по которой архипастырь ежедневно ходил на богослужения в Покровский собор, теперь красуется величественный театр оперы и балета.

Владыка Фаддей прослужил на Астраханской кафедре всего три года (1923-1926), но за это короткое время очень полюбился астраханцам. По свидетельству очевидцев, он привлекал к себе людей своей невзыскательностью, вдохновенными проповедями и аскетичностью.

Родился будущий архиепископ Фаддей (Иван Васильевич Успенский) в 1872 году в Нижегородской губернии в семье священника. Духовное образование получил в Нижегородском духовном училище и Московской духовной академии. В возрасте 25 лет пострижен в монашество с именем Фаддей, через 5 лет возведен в сан архимандрита, а через несколько месяцев наречен епископом. До назначения в Астрахань в послужной список владыки вошли должности инспектора Уфимской духовной семинарии, ректора Олонецкой духовной семинарии, викария Волынской епархии, епископа Владимиро-Волынского.

По рассказам современников, владыка Фаддей (Успенский) говорил проповеди и поучения за каждым богослужением. Все, что он произносил с амвона, предварительно записывалось или собственноручно, или переписчицами. В Астрахани архиепископ Фаддей произнес более трехсот проповедей и поучений, не считая многочисленных бесед на акафистах, на которых разъяснялось Священное Писание. Для иллюстрации слога архиерея приведем отрывок одной из его проповедей: 

«...Если жизнь есть механический процесс, тогда надо отречься от души, мысли, воли и свободы. Тогда нет прогресса, не существует идеального стремления человека, и весь труд человека без смысла и цели? Но христианство учит нас другому. Жизнь христианская есть путь истины, добра и счастья. Именно поэтому в человеке заключено глубокое, неоспоримое стремление к идеалам правды. Нет на земле человека, который сознательно бы предпочел истине ложь, добру - зло, счастью - страдание. Зачем же тогда человек, любя правду -- лжет, любит добро, а делает зло? Это потому, что жизнь человеческая уклонилась от своего идеала. Когда-то этот нравственный кризис произошел в природе человека. Догмат о грехопадении объясняет нам эту тайну человеческого бытия. Он объясняет нам и другое - догмат Искупления, потому что душа человеческая хочет вернуться к прежнему идеальному состоянию, ищет путей к нему и в догмате Искупления находит этот путь. Именно в этих догматах открывается глубочайшая тайна человеческого бытия. Вера и свобода воли - основные начала для развития в человеке тайны жизни...».

Владыка Фаддей впечатлял астраханцев не только как талантливый проповедник, но и как крупнейший ученый богослов и писатель. При этом он тщательно скрывал свои научные степени. Так по воспоминаниям Аркадия Ильича Кузнецова, владыка удивился вопросу о годе защиты магистерской диссертации и спросил, откуда стало известно, что он магистр богословия. На что получил ответ, что эта информация взята из энциклопедии Брокгауза и Ефрона. А о том, что архиепископ Фаддей является доктором богословия, Кузнецов узнал случайно при встрече с гостем архиерея епископом Феодором (Поздеевским). На изумление Аркадия Ильича владыка ответил: «Вы узнали, что я доктор богословия? ... Это, конечно, владыка Феодор (Поздеевский) сказал ... не важно, ничего не значит ...».

Какова же история научной жизни будущего святого? В 1901 году архиепископ Фаддей получил степень магистра богословия за капитальный труд «Единство книги пророка Исайи», в 1902 году написал книгу «Записки по дидактике», ставшей теорией духовной педагогики. В 1908 году провел большое исследование и оформил его в книгу «Иегова». В том же году Московская Духовная Академия присудила ему степень доктора богословия.

Для современной педагогической науки интересен его труд в пяти частях «Записки по дидактике». Актуальность изучения и применения идей, описанных в указанной книге обуславливается внедрением новых предметов в школе, таких как Основы религиозных культур и светской этики (модуль Основы православной культуры) и Основы духовно-нравственной культуры народов России (модуль Православная культура).

В содержание труда «Записки по дидактике» входят глава «Общая дидактика», где автор размышляет о главной задаче начальной школы, об обязанностях учителя начальной школы, рассматривает виды воспитания, анализирует взгляды на воспитание великих педагогов прошлого; глава «методика Закона Божьего» с приложением семи конспектов практических уроков; глава «Методика славянского языка» с приложением четырех конспектов уроков; а также речи на открытии и закрытии педагогических курсов, прочитанных владыкой Фаддеем в Минске в 1899 и 1900 годах.

Основные педагогические идеи строятся на понимании человеческой природы как испорченной после грехопадения. Поэтому критикуется понятие природосообразности Жан-Жака Руссо: «Мнение Руссо и других, будто религиозное учение должно быть отложено до полного развития рассудка, следует признать весьма странным. Рассудок только направляет на надлежащий путь влечения, вложенные в природу человека, развиваются же они сами по себе, не дожидаясь, пока рассудок сознает их необходимость. Человек, например, научается одеваться, совершать целесообразные движения, говорить, усваивает разные правила приличия и обращения с людьми, хотя во многом из этого не отдает себе еще отчета». Архиепископ Фаддей под религиозным учением понимает не обучение догматам Церкви (по его мысли, их до конца не может разуметь и зрелый человек), а стремление, к Божеству.

В качестве примера последствия безрелигиозного воспитания приводится сюжет повести Марии Корелли «История детской души». Главный герой книги, мальчик Лионель, не найдя смысла жизни, перед совершением самоубийства, молитвенно обращается к Высшему Существу, называя его Атомом, боясь поверить, что это и есть Бог. «О, милый Атом! Если же в конце концов откроется, что ты не Атом, а Бог, Бог живой, добрый, любящий, сострадательный ко всем бедным людям, которых Он сотворил, Ты и меня пожалеешь, ты поймешь отчего я иду искать тебя, ведь я не виновен в том, что мне жить здесь страшно, что я так хочу знать, есть ли что лучше этого мира, в котором мы никогда не можем сберечь себе то, что любим, где все подлежит смерти и забвению!» В своем последнем письме учителю мальчик просит научить другого ученика вере в Бога, поясняя, что так радостнее жить.

Рассуждая же о цели воспитания, архиепископ Фаддей говорит, что одновременно с развитием умственных способностей нужно развивать и волю, ведь без самопонуждения невозможно выучить не один урок. Роль учителя очень велика в этом процессе, поскольку если он поможет ученику к изучению подключить чувства, то процесс освоения знаний будет интересным.

В работе «Записки по дидактике» рассматривается несколько видов воспитания: физическое и духовное, которое подразделяется на умственное, воспитание сердца и воспитание воли. Также воспитание классифицируется по средствам, через которые оно достигается - эстетическое, воспитание через искусство, нравственное и религиозное воспитание. В результате рассуждений автор «Записок» приходит к выводу, что последнее включает в себя все остальные виды воспитаний. Ведь храмы и само богослужение могут дать эстетическое наслаждение, некоторые деревенские ребята единственные произведения искусства видели в храме, а фундаментом нравственного закона человечества являются религиозные заповеди.

Большой интерес представляет и практическое руководство для учителей, которое может быть использовано классными руководителями в построении своей деятельности. Например, такие заметки, как «О пересадке учеников», «Значение дисциплины и средства ее поддержания», «Об отношении учителя к родителям обучающегося», «О темпераментах» и другие.

Итак, личность архиепископа Фаддея (Успенского) очень многогранна и талантлива. Любовь к людям, кротость, смирение, гибкость ума отмечены многими его современниками. Пастырское, богословское и педагогическое наследие архиерея мало изучено и имеет большую ценность для исследователей истории мысли XX века.

К. А. Ефимцева