Весна, кроме всего прочего, это начало дорожных работ. Зима – не время для этого. Зимой, как правило, определяется фронт действий, готовятся материалы для строительства и ремонта.

Ещё в феврале субъекты Российской Федерации должны были обнародовать на своих сайтах информацию о ремонте автомобильных дорог с соответствующими финансовыми выкладками. Представители регионального министерства строительства и дорожного хозяйства отметили, что на их сайте уже есть данные о видах расходов областного дорожного фонда в 2012 году и об объёмах субсидий на эти нужды в муниципалитетах.

Конкретные программы с указанием улиц, на которых планируются ремонтные работы, необходимо обнародовать до первого апреля. А пока астраханцы гробят свой автотранспорт на дырявых дорогах. И складывается ощущение, что ремонтировать дороги городские власти не спешат.

Согласно имеющимся сведениям, в этом году муниципальным образованиям на ремонт дорог направят 486,4 миллиона рублей. На региональные дорожные затраты планируется выделить 1,7 миллиарда рублей. В том числе 1,3 миллиарда непосредственно на ремонт и содержание дорожного покрытия.

Есть данные распределения финансов на дорожные нужды по районам области. Ахтубинский район получит 32,9 миллиона рублей, Володарский – 28 миллионов, Черноярский – 14,9 миллиона, Наримановский – 18,4 миллиона. Больше всего средств пойдёт на дорожные работы в областном центре – 161,4 миллиона рублей. Финансирование довольно солидное. Отвечает ли оно фактическому состоянию дорог в регионе? Правительство Астраханской области в постановлении «Об отраслевой долгосрочной целевой программы Развитие дорожного хозяйства Астраханской области на 2012-2016 годы и перспективу до 2020 года» от 7 ноября 2011 года отмечает, что дороги в регионе в плачевном состоянии. Доля региональных дорог, которые не соответствуют нормативным требованиям, у нас в данный момент составляет почти 68 процентов. Муниципальные дороги ещё хуже. Процент плохих дорог здесь доходит до 73 процентов.

Больше всего нареканий у водителей вызывает неудовлетворительное техническое состояние и низкая пропускная способность дорог. У нас основная сеть дорог формировалась в 70-80 годы прошлого столетия. В то время ещё не было столько автотранспорта и таких большегрузных машин, как теперь. Это и привело к быстрому разрушению дорожного полотна.

В Астраханской области протяженность автомобильных дорог 1540 километров. Из-за неудовлетворительной диагностики половина из них нуждается в капитальном ремонте. Не лучшее состояние и четырёх искусственных сооружений. Около трёхсот километров дорог регионального значения имеют просроченные межремонтные сроки, 700 километров дорог не отвечают показателям по прочности, 280 километров с неровным профилем, 560 километров не отвечают требованиям по такому показателю как уровень сцепления.

В постановлении регионального правительства названо 135 населенных пунктов, которые не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования с твёрдым покрытием. Несмотря на то, что количество автомобилей у нас ежегодно увеличивается, качество дорог не улучшается. Это в основном связано с недостаточным финансированием. По официальным данным, с 2006 по 2011 год дорожная отрасль недополучила практически половину средств от запланированного. И не удивительно, что в 2010-2011 годах в Астраханской области не отремонтировано капитально ни одного километра дорог регионального значения. Систематическое несоблюдение межремонтных сроков дорожных покрытий приводит к самым серьёзным последствиям. А недостаточная обустроенность безопасности, отсутствие обходов населённых пунктов и плохое содержание приводит к частым дорожным авариям и дорожно-транспортным происшествиям.

Есть ли выход из такого вот мрачного анализа, который сделало правительство области? Думается, что лучом в теменном царстве может стать дорожный фонд, который начинает действовать с этого года. В наш регион на строительство и ремонт дорожного хозяйства предполагается выделить более двух миллиардов рублей. Значительная часть этой суммы будет выделена из областного бюджета. Через четыре года дорожный фонд должен вырасти до 6 миллиардов рублей. Практически в три раза. На эти средства планируется отремонтировать 340 километров дорог с твёрдым покрытием.

В текущем году будет проведено финансирование на строительство автодорог Маячное-Волго-Каспийский судоремзавод, северного и восточного обходов Астрахани. Значительно количество средств в этом году направят на улучшение дорог общего пользования.

Одним словом, планы на будущее у региональных дорожников значительные. Они должны получить средства, о которых раньше могли только мечтать. Как их распределят, куда направят? – вот вопрос. Ведь и раньше дорожное строительство тоже финансировалось. Правда, не в тех объёмах. Но и те небольшие, в общем-то, средства иногда уходили не по назначению и даже утекали в песок. Не поэтому ли такими запущенными оказались дороги в нашей области?

Чтобы всё, что будет выделено на дорожную отрасль, пошло по назначению, Минтранс РФ и «Российская газета» совместно выступили с проектом контроля за строительством и ремонтом дорог в стране и приглашают общественные организации и граждан отслеживать ход работ и их качество на федеральных и региональных трассах. Как стало известно, представители некоторых организаций Астраханской области готовы подключиться к этому проекту. Об этом, в частности, заявил вице-президент региональной ассоциации автотранспортников Дамир Булатов. Есть и другие желающие.

Борис Волжский,

"Факт и компромат" № 11, 06.04.12.