Синоптики говорят, что такое раннее и жаркое лето, как в этом году, у нас в регионе впервые. Жара действительно бьёт рекорды. В июне, термометр показывал тридцать градусов с хвостиком. А когда перевалило за двадцатое число, практически ежедневно столбик термометра останавливался за 35-градусной отметкой, а в отдельные дни переваливал за сорок.

Это, естественно, не может не сказываться на состоянии людей и особенно людей пожилого возраста. Ругать бы такое начало лета, но я не буду этого делать, потому что мы, астраханцы, как-никак считаемся южанами.

А значит, к высокой температуре, в общем-то, приспособленные. Особенно коренные астраханцы, к которым я причисляю и себя. Ведь я родился там, где когда-то была, по преданию, старая Астрахань: рядом с жареным (шареным) бугром, в поселке Стрелецком. Может быть, поэтому переношу жару в целом нормально.

Некоторые, может быть, не знают, но жаркая погода вполне благоприятна для многих сельскохозяйственных культур, которые выращиваются в нашем крае. Я, прежде всего, имею в виду бахчевые культуры: арбузы и дыни. При невысокой температуре эти культуры плохо растут. Становятся не сладкими и невкусными. Только высокая температура является для них настоящим бальзамом. И не удивительно, что в этом году арбузы, например, стали зреть уже в средине июня. Так что радуйтесь жаре!

Любят теплую погоду баклажаны, перец, томаты. Однако, когда слишком жарко, томаты могут терять цвет, что влечёт за собой недобор продукции. Но это может случиться тогда, когда томаты долгое время остаются без полива. А это бывает только у нерадивых хозяев. Хорошие хозяева сельхозкультуры не оставляют без орошения. А у нас, как известно, практически все культуры и, в первую очередь, так называемые культуры огородные, без поливов в жару не растут. Поэтому мне иногда странно слышать, как некоторые фермеры сетуют, что высаженные в открытый грунт растения плохо развиваются, сохнут на корню. Жара, мол, виновата. Жара может быть виновата только в том случае, если за растениями нет должного ухода и полива. Умелый хозяин жаре рад. В жару растения развиваются и начинают плодить значительно быстрее, чем в холодную погоду. Частенько слышу, как многие сетуют: аномальная, мол, жара стоит. Просто напасть какая-то. А, на мой взгляд, настоящая напасть – это когда летом у нас температура не будет подниматься выше двадцати – двадцати пяти градусов. Для людей, может быть, это и хорошо, а вот для сельхозкультур – не совсем. Прохладная погода хороша для картофеля. Жару он плохо переносит. Поэтому и сажают картофель или пораньше, когда ещё не прошла настоящая жара, или попозже, когда к моменту созревания температура становится средних значений.

В начале этого материала я сослался на высказывания местных синоптиков о том, что жара пришла очень рано. И сразу же стала аномальной. Но у нас ведь что не лето, то жара – и жара аномальная. Пора уж к этому привыкнуть. Взять, к примеру, 2010 год. Разве тогда не была жара аномальной? Вот данные на начало июля. Десятого числа, по данным СМИ, температура в Астрахани фиксировалась в пределах 42 градусов. А в районе Аксарайска – в пределах сорока трёх градусов. Сравним с июнем этого года. В двадцатых числах несколько дней подряд термометр показывал от 38 до 43 градусов. А кое-кто утверждает, что было ещё больше.

Июль, естественно, жаркий месяц. И, пожалуй, самый жаркий из двух остальных летних. Но вот Астраханский гидрометеоцентр отмечает, что такая высокая температура наблюдалась в регионе в начале июня 1991 года. Так что в этом году в июне никакой температурной аномалии не было. Лето оно и есть лето. А тем более, лето астраханское. Так что от жары никуда не деться.

Однако жара – это не совсем безобидная температура для человека. Специалисты утверждают, что оптимальные температуры жизнедеятельности организма находятся в определённом температурном коридоре. И чем выше температура окружающего наше тело воздуха, тем труднее приходится регулирующим системам организма поддерживать этот самый оптимум. Поэтому и ощущают многие люди при жаре общее недомогание. Иногда это приводит к обострению хронических заболеваний, к сожалению работоспособности. Как установлено, повышение температуры на каждый градус выше 28 градусов снижает работоспособность человека на 10 процентов. Особенно восприимчивы к высоким температурам люди, страдающие сердечнососудистыми заболеваниями, повышенным артериальным давлением, заболеванием щитовидной железы. И, конечно же, люди с избыточным весом.

Борис Касаткин,

"Факт и компромат" № 23, 06.07.12