Продолжение. Начало в «Факте» №№ 20 (483), 21 (484).

Астраханский кирасирский полк. 2.

В 1805 армия располагала 6 кирасирскими полками и 46 другими в 139 действующих эскадронах (58439 человек и 44141 строевая лошадь в мирное и 48631 – в военное время).

В 1806 у кирасир были отменены парики. Уже к 1808 пудра и остатки кос были упразднены, а в 1809 уничтожена пудра вовсе. Офицерам разрешалось носить волосы по усмотрению. Эти чины носили их, как правило, сзади коротко, а на лбу и на висках взбивая пышные, свободные локоны, переходившие на висках в небольшие бачки. Нижние чины носили волосы под гребёнку, бачки не ниже уха и усы незапрещённо, но офицерам ранее не дозволили носить усы, но к 1812 разрешили. Особенно астраханские гренадёры старались фабрить усы, но не ниже линии рта.

Вне строя кирасирские офицеры носили вицмундир как парадно–выходную форму, имели белый, пехотного покроя вицмундир с воротником и обшлагами, как на колете. Бальной одеждой кавалеристов-офицеров при вицмундире были белые панталоны, белые чулки и башмаки с серебряными пряжками.

В 1808 на касках у кирасир плюмаж был заменен на плоский небольшой волосяной чёрный гребень. Мундир кирасирский не изменился и в Астраханском полку по-прежнему состоял из белого колета с воротником, погонами, обшлагами и только жёлтой выпушкой на плечевом шве, чтобы по цвету отличить другие полки, например, Военного ордена по чёрной выпушке.

Астраханский мундир дополняли нарядные белые штаны из лосины, рейтузы на пуговицах из серого сукна «для повседневного употребления», парадные ботфорты и сапоги с короткими голенищами под рейтузы, лосинные перчатки, шинель. Срок службы этим вещам от 1 года до 3 лет, после чего они становились собственностью солдата. Белье и сапоги кирасирам выдавали ежегодно.

При седловке лошади находились: свернутая в трубку шинель, лука, чушки, ольстры с пистолетами, саква из белого холста с овсом, круглый чемодан из серого сукна для хранения вещей кирасира.

Цвет суконного чепрака для седла был особым в Астраханском полку – только жёлтым, с белым галуном по краям и белым царским вензелем.

На вооружении у кирасира по-прежнему остались: палаши с медным эфесом и красным темляком, два пистолета в конном строю. Кирасиры действовали в сомкнутом строю и наносили решающий массированный удар.

В 1810 все резервные эскадроны и полуэскадроны были распущены. Вместе с тем кирасирский полк имел новые штаты: 5 эскадронов, 832 человека и 727 лошадей, а действующий кирасирский эскадрон получил 1 эскадрон, 166 человек и 145 лошадей.

В 1810 были организованы особые конные дивизии и бригады, а именно: 2 кирасирские дивизии, по 2 бригады в 2 полка каждая.

В 1811 вся регулярная конница была разделена на 9 дивизий и 27 бригад.

1–я и 2–я кирасирские дивизии – по 2 бригады (гвардейская 1-я, 2–я и 3–я), в 2 и 3 полка, следовательно, по 5 кирасирских полков в каждой.

Запасные эскадроны были сведены для каждой кирасирской дивизии в 1.

К знаменательному для России 1812 году в составе армии насчитывалось 8 кирасирских полков (Кирасирские Его и Её Величеств, Кирасирский Военного ордена, Малороссийский, Глуховский, Екатеринославский, Новгородский, Астраханский) по 5 эскадронов – 949 человек и 727 строевых лошадей (в коннице России стало всего 66 разных полков, 484 эскадрона, 88892 человека и 70490 строевых лошадей).

До 1812 конные полки выступали ежегодно к 1 мая в лагерь на 6 недель. В то же время пригонялись ремонты в табунах. Только кирасирские и гвардейские полки получали заводских лошадей.

1 января 1812 последовал Указ Александра Первого об изготовлении для конницы кирас как предохранительного снаряжения. К июлю 1812 все кирасирские полки, в том числе и АКП, получили кирасы нового образца, сделанные из железа и покрытые чёрной краской. Кираса «состояла из двух половин – нагрудной и спинной, скреплённых при помощи двух ремней с медными наконечниками, прикреплённых к спинной половине у плеч и застегивающихся на груди на две медные пуговицы». У рядовых «эти помочные ремни имели железную чешую, у офицеров - медную». По краям кираса «была обложена красным шнурком, а изнутри имела подкладку из белого холста, подбитого ватой».

Панталоны белой лосины или козьей кожи в обтяжку у кирасир носились при ботфортах, которые были «тупоносые, с пришивными раструбами и от каблука имели 12 вершков высоты». Шпоры «большие пристегивались при помощи широкого кожаного надшпорника и подшпорника: каблуки имели высоту в 1 вершок». Рейтузы походные с маленькими сапогами, шинель, чёрные с медной отделкой каски, фуражка, китель, перчатки с крагами - вот характерные стили кирасиров АКП.

Кирасиры носили лядунку на 30 патронов из чёрной кожи на белой лосиной перевязи через левое плечо, и к ней прикреплён был пистолетный шомпол. Конский убор состоял из чёрного немецкого седла с бушматами и из чёрного ремённого прибора.

Унтер–офицеры отличались нашивками из галуна по свободному краю воротника и обшлагов. Ружей не имели; гайки, шейки и трынчики темляков имели белые с примесью чёрного и оранжевого. Офицеры носили эполеты и шарфы. У них металлические части касок, эфеса и лядунки-вызолоченные.

В 1812 конница была организована в 2 кирасирских (1–й и 2–я), 1 гвардейскую и 8 кавалерийских дивизий. В том же году 1–я кирасирская дивизия (12 эскадронов) входила в состав 5–го (резервного) пехотного корпуса во главе с цесаревичем Константином Павловичем и генерал-лейтенантом Н.И. Лавровым в составе 1–й Западной армии. 2–й кирасирской дивизией командовал начальник – генерал-майор О.Ф. Кнорринг, в распоряжении которого находились 1–я(генерал-майор Н.В.Кретов) и 2-я (генерал–майор И.М. Дука) бригады в составе 2–й Западной армии. АКП был назначен в 1–ю кирасирскую бригаду генерал–майора Н.И. Депрерадовича, в распоряжении которого находились 1–я гвардейская бригада (генерал–майор И.Г. Шевич) и 2–я бригада во главе с генерал–майором Н.М. Бороздиным, в подчинении которому состояли 3 полка: 1) Астраханский кирасирский полк (полковник В.И. Каратаев); 2) Лейб – кирасирский Его Величества полк (полковник К.В. Будберг); 3) Лейб – кирасирский Её Величества полк (полковник А.В. Розен). 1–я Кирасирская дивизия являла собой цвет элитной кавалерии Российской империи, состоя из пяти полков: Кавалергардского и лейб–гвардии Конного, лейб–кирасирских Его и Её Величеств и, наконец, Астраханского кирасирского. Всего 57640 человек с учётом 36 драгунских, 11 гусарских, 5 уланских полков.

В 1–й резервный кавалерийский корпус под командованием шефа Кавалергардского полка генерал–адъютанта генерал–лейтенанта Ф.П. Уварова и шефа Мариупольского гусарского полка генерал–адъютанта генерал–майора барона Е.И. Меллер–Закомельского в составе 1–й Западной армии вошёл запасный эскадрон АКП. В распоряжении этого корпуса состояли 1–я (гвардейская) бригада (генерал–майор А.С. Чаликов) и 2–я бригада (генерал–майор И.И. Чарныш).

2–я кирасирская дивизия уже в 1813 находилась в составе 1–го кавалерийского корпуса Резервной армии (позднее: заграничный поход в корпусе генерал–лейтенанта, командира 1 и 2–й кирасирских дивизий Д.В. Голицына).

В составе 3–й Западной армии находились 11–я кавалерийская дивизия (генерал–майор А.А. Ласкин) и кавалерийский корпус К.О. Ламберта, в который вошли 5–я и 8–я кавалерийские дивизии. В этой же армии состоял ещё запасный эскадрон АКП в резервном корпусе генерал–лейтенанта Ф.В. Сакена в Житомире.

Отличить Астраханский кирасирский полк от Астраханского гренадёрского лёгко по цветам погонов: кирасиры–кавалеристы носили погоны жёлтого цвета, а гренадёры – красного. Форма всех кирасирских частей России была одинаковой: мундиры (колеты) из белой кирзы (род плотного сукна); между собой полки отличались лишь цветом воротников, обшлагов и погон. При парадной форме кирасиры надевали лосиные штаны и высокие ботфорты, в походе – серые рейтузы, подшитые чёрными кожаными леями. У нижних чинов на колете по шву проймы шла выпушка полкового цвета.

Астраханские кирасиры вооружались длинным палашом, парой пистолетов образца 1809 года, карабином, кавалерийским ружьем образца 1809 года без штыка (калибр 17,7 мм, дальность стрельбы 250 шагов).

Имевшиеся у них до войны кирасирские ружья и карабины с началом боевых действий были переданы на вооружение ополченческих частей. У них остались только кавалерийские нарезные штуцера образца 1803 года (калибр 16,5 мм), слишком короткие, чтобы их можно было использовать в пехотном бою. Ими пользовались 16 человек в эскадроне. Кирасиры атаковали, как обычно, в сомкнутых построениях, что повышало силу удара.

С 27 декабря 1812 АКП перешёл в состав 2–й кирасирской дивизии во главе с генерал–майором О.Ф. Кноррингом, в распоряжении которого состояли 1–я бригада (генерал–майор Н.В. Кретов) и 2–я бригада (генерал–майор И.М. Дука).

АКП имел 2 знака отличия: Георгиевские трубы «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 г." и у 2–го дивизиона – серебряные трубы "За Лейпцигское сражение 1813 г. и Фер–Шампенуаз 1814 г.», о чём ниже будет рассказано в соответствующих главах.

АКП впоследствии после окончания Отечественной войны переменил своё наименование 8 раз и был упразднён в 1918. Ему по старшинству было всего 120 лет!

В следующей главе будет рассказано о других астраханских полках такого же названия накануне Отечественной войны 1812 года.

Владимир Гусев, член Союза журналистов России, член Российского общества историков – архивистов,

"Факт и компромат" № 22, 29.06.12.