Пройдёт совсем немного времени и затихнет школьная суета, завершится ещё один учебный год. Старшеклассники начнут готовиться к экзаменам, а учащиеся младших классов уйдут на долгие летние каникулы.

А пока одни будут сдавать школьные экзамены, а потом готовиться к поступлению в учебные заведения, другие – спокойно отдыхать: кто в оздоровительных лагерях, кто в санаториях, а кто в обычных домашних условиях: купаться, загорать, рыбачить…. Благо, в наших краях и солнца много, и воды, и рыбы, слава Богу, в реках, речках, озёрах и ильменях совсем ещё не перевелась.

А в это время родители третьих – тех, кто пойдёт первый раз в первый класс решают проблему, куда, в какую школу определить малыша, во что одеть. Дело в том, что в последние годы шло широкое обсуждение законопроекта «Об образовании в Российской Федерации». Первоначальный текст документа был опубликован на официальном сайте Министерства образования и науки в мае 2010 года. С тех пор высказано сотни предложений и внесено столько же изменений в обнародованный документ. Предложения и изменения касались обеспечения мест в регионах для первоклассников. Дело в том, что в связи с увеличением рождаемости в ряде регионов создалось серьёзное положение, где не хватает мест для тех, кто переступит школьный порог впервые. В Астраханской области такой проблемы вроде бы нет. Тем не менее, в целом ряде школ региона уже должны подумать о пристроях, а кое-где и о новых учебных помещениях. И, в первую очередь, помещениях спортивно-оздоровительного направления с современным тренировочным инвентарём и плавательными бассейнами.

Во время обсуждения законопроекта затрагивались, например, такие проблемы как возможность выбора школы, её образовательного уклона, месторасположение, доступность дополнительного образования. Ведь если не будут решены вопросы возможности заниматься спортом, художественной самодеятельностью, углублённым изучением отдельных учебных предметов, многие дети окажутся на улице. А улица, как известно, засасывает. Примеров тому, особенно негативных – хоть отбавляй. Школы должны подумать и об обучении детей с ограниченными возможностями. Как это ни печально, но не все школы с распростёртыми объятиями встречают детей с церебральным параличом, слабовидящих, глухих….

Залог успеха образования – в его модернизации и национальной безопасности, а не в том, чтобы оно стало элитным для богатых. Залог успеха образования в том, чтобы оно стало элитным для всех детей. Чтобы дети не зависимо от того, как какой группе населения относились их родители, получали хорошие знания по всем изучаемым в той или иной школе предметам.

Кстати, о предметах. Окончательно решено, что с нового учебного года, то есть, уже с первого сентября, во все школы страны войдёт такой предмет как «основы религиозных культур и светской этики». Он станет обязательным для изучения. В случае, если учащийся станет отказываться от изучения, ему могут грозить серьёзные неприятности. Его просто напросто могут не аттестовать.

Новый предмет включает в себя шесть отдельных модулей: «основы православной культуры», «основы исламской культуры», «основы буддистской культуры», «основы иудаистской культуры», «основы мировых религиозных культур», «основы светской этики». Предмет рассчитан на изучение с четвертого класса, когда дети уже более или менее начинают ориентироваться в происходящем вокруг. А чтобы они сделали правильный выбор, обсудить предмет, видимо, придётся в семейном кругу.

Кто же будет вести в школах новый предмет? Где взять священников или, скажем, мул для каждой школы? К тому же, согласно нашей Российской Конституции, церковь, как и все другие религиозные институты, отделены от государства. А коль отделены, значит деятельность священнослужителей в школах исключена.

Идея преподавания религиозных течений в школьных учебных заведениях, в общем-то, неплохая. Дети должны знать основы того, чему поклоняются народы уже много веков.

Надо сказать, что новый предмет уже прошёл апробацию в целом ряде регионов. эксперимент проводился целых два года. И вот что выяснилось. 42 процента родителей, которые делали свой выбор за своих детей, высказались за обучение светской этики. 30 процентов хотят, чтобы их чада учили православную культуру, 9 процентов – мусульманскую, 18 процентов отдали предпочтение основам мировых религий. Что покажет наш регион, когда придётся родителям и их детям делать свой выбор? До первого сентября не так уж много времени осталось.

Всё громче и громче на различных форумах и совещаниях, посвящённых образованию, предлагается идея снова одеть школьников в форму. Ведь, как известно, школьную форму носили при батюшке-царе и в советское время. Потом додемократизировались до того, что школьная форма на детях стала для некоторых вроде красной тряпки для быка. Разрешено было ходить в школу, кто в чём может. Так появилась школа «пёстрых». Одни стали ходить в дорогих нарядах, а другие – в одежде, вызывающей неприязнь у богатых. Не от этого ли многие беды в современной школе? И вот опять заговорили о школьной форме, в которую хотят одеть начальные классы. Швейные предприятия страны откликнулись на это довольно быстро. И заверили, что оденут всех желающих согласно дизайна, который выберут школы сами. Опрос родителей показал, что более семидесяти процентов за введение форменной одежды в школах. При этом многие родители считают, что приобретать её нужно за государственный счёт, а не за счёт родителей. А вот за то, чтобы школьная форма обязательно была до пятого класса, выступают практически все опрошенные.

В общем, вопрос вводить или не вводить в российских школах форменную одежду, пока висит в воздухе. И сколько будет висеть, непонятно.

А вот в Европе всё решается быстро и эффективно. Самая большая европейская страна, в которой существует школьная форма – Великобритания. Даже в её бывших колониях, после обретения независимости, школьная форма не была отменена. В частности, в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре, Южной Африке, Кипре, Гонконге. В США, Канаде, Бельгии, Японии большинство частных школ также имеют свою форму. В Германии форма не обязательна. Однако и здесь ведутся дебаты о её введении.

Борис Касаткин,

"Факт и компромат" № 13, 27.04.12.