Из воспоминаний М. Моисеевой: «Война прервала мою учёбу в школе глухих, которая располагалась по ул. Советской, 21. Мама забрала меня в село Сасыколи. И там вместе с Клавой Стаценко (ныне Вихляевой) мы помогали колхозу в уборке урожая: овощей и фруктов, копали противотанковые рвы. За труд военное командование поощряло меня материей. Позже я была удостоена медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». После Победы, в 1949 г. нас с Клавой, работавшей надомницей в селе, А.П. Грекова забрала в Астрахань на работу в УПМ. Так всю жизнь и посвятила родному предприятию. Ныне я на пенсии (с 1983 г.) Имею пять правительственных наград…».

Так же героически трудилась глухонемая сельчанка Перепёлкина. Она была удостоена медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Другая глухонемая — Мищерина — активно помогала своей маме в колхозной работе.

Таких примеров самоотверженного труда глухонемых сельских жителей в годы Великой Отечественной войны можно привести множество. Взрослого слышащего мужского населения в деревнях практически не осталось, все сельскохозяйственные работы ложились на плечи женщин, детей и глухонемых.

Большую помощь колхозникам оказывали дети школьного возраста. Более 8000 учащихся школ округа все каникулы провёли в поле на уборке урожая. Замечательными делами прославили себя воспитанники Астраханской школы-интерната глухонемых детей. В летние периоды за четыре года войны с глухонемыми детьми в колхозе работала воспитательница Р. Афанасьева. Глухонемые дети под её руководством помогали колхозникам выполнять самую разнообразную работу: пропалывали посевы овощей, косили и скирдовали сено, собирали урожай, заготавливали дрова для школы. Ещё в январе 1942 года под руководством директора школы глухонемых С.Р. Сейфулина старшие дети вместе с Р. Афанасьевой ходили по замерзшей реке до Николо-Комаровки, набивали погреб льдом для подсобного хозяйства школы, штат которой был огромен: директор хозяйства, садовод, животновод, кладовщик, бригадир, конюх, рабочие и сторожа. Выловленную рыбу — сазана, леща, воблу и сельдь — поставляли на кухню школы в живом виде и заготовляли впрок: солили, вялили и сушили.

В 1944 году в школе глухонемых был организован оборонный кружок, проводилась работа по военно-патриотическому воспитанию.

Военруком школы глухонемых с 1 сентября 1944 года стала Клавдия Петровна Смирнова, окончившая епархиальное училище. После войны она удостоилась ордена Трудового Красного Знамени.

Мария Михайловна Астахова, окончившая Учительский институт, преподавала русский язык в 7–8 классах школы глухонемых, в 1948 году она была награждена высшей наградой Родины — орденом Ленина.

Р. Афанасьева своей самоотверженной работой по воспитанию глухонемых школьников внесла свою скромную лепту в общую Победу над врагом, в 1946 году за ратный подвиг она была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Медаль «За трудовую доблесть в годы Великой Отечественной войны» получила также воспитательница школы глухонемых В. Симонова, служившая здесь с 1943 года. Таким образом, можно сказать, что школа глухонемых внесла достойный вклад в разгром врага. 

В борьбе за великую Победу отличился и глухонемой кузнец Александр Вихляев. С 1938 года он работал слесарем судостроительной верфи Каспсухфлота, с 1939 года — молотобойцем, с марта 1942 года — кузнецом артели им. Кирова (село Сасыколи). В тяжкие годы войны А. Вихляев вручную ковал крайне необходимые артели и фронту изделия. Между тем колхозники артели им.Кирова внесли в Фонд обороны СССР 10 000 руб.,10 центнеров пшеницы,10 центнеров мяса, тонну сушенных фруктов. 

Кузнечное искусство помогало мастеру активно проводить специальные работы по восстановлению разрушенного войной народного хозяйства, особенно сельскохозяйственной техники. Страна высоко оценила труд тыловика Александра Ивановича Вихляева, наградив его медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», не забыла и его жену Клавдию Григорьевну: в честь 50-летия Победы они были награждены соответствующими медалями. 

А. Вихляев, не покидая пьедестал кузнеца, отдал ему более 50 лет! Ныне они с женой ушли в иной мир.

Особого рассказа заслуживала астраханка, волею судьбы оказавшаяся в блокадном Ленинграде в числе 500 глухонемых ленинградцев. Она, имевшая значок «Почётный член ВОГ», рассказала: «В 1930 году десятилетней девочкой я приехала из одной деревни, расположенной в Куйбышевской области, в Астрахань, поступила в специальную школу для глухонемых и успешно её закончила. В 1938 году приехала в Ленинград для лечения и учёбы. Сначала ВОГ направил меня на швейную фабрику, затем в учебный комбинат при отделе социального обеспечения Ленсовета на чертёжное отделение, которое я закончила, получив квалификацию копировщицы-чертёжницы. Одновременно я училась в вечерней средней школе. После окончания курсов Ленинградский отдел ВОГ направил меня на работу в Полиграфическую кооперативную артель инвалидов войны и труда „Иптар“ чертёжницей-копировщицей. Во время войны я была переведена в переплётный цех работницей. Во время блокады Ленинграда я выполняла различные работы по заданиям артели, которая, как и все предприятия города, работала для нужд фронта и города. Неоднократно была на оборонных работах. Кроме основных своих обязанностей, как могла, способствовала улучшению труда работников цеха — заготавливала дрова, отапливала помещение, обеспечивала питьевой водой. Была комсомолкой. Очень трудными были блокадные годы Ленинграда. Работали под артобстрелом, люди голодали, замерзали, но трудились изо всех сил под девизом: „Всё для фронта, всё для Победы“. Вследствие эвакуации была я уволена и эвакуирована в Астрахань. В 1948 году поступила на работу в Облпроект чертёжницей высшего класса среди говорящих. Теперь я на пенсии».

Вот как о ней отзывался её сотрудник П. Седин: «Трудилась Валя, не считаясь со своим личным временем. Она активная общественница в Обществе глухих. Долгое время возглавляла Областной Совет ветеранов войны и труда при Астраханском облправлении ВОГ. Валя всегда принимала активное участие в художественном оформлении стенгазеты, монтаже, в написании лозунгов. Если она нарисует цветы, то они как живые, даже кажется, что не отличишь от изданного в типографии. Вся жизнь Вали как на ладони…». А К. Вихляева дополнила портрет нашей землячки: «Валентина Астраханцева регулярно посылала каждому участнику войны и тыла поздравительные открытки по всем поводам и непременно каждому ветерану ВОВ пригласительный билет на различные собрания…».

Следует отдать должное великой труженице и настоящему патриоту своей Родины Валентине Астраханцевой, она являлась активным участником жизненной драмы далёкой истории — Ленинградской блокады. Она, лишённая слуха, увидела войну своими глазами и была награждена медалью «За оборону Ленинграда». Ушла из жизни в ноябре 2011 года. 

Глухонемые в Астрахани постоянно общались между собой, обменивались информацией в общежитиях и в клубе ВОГ, в Александровском саду и на ул. Халтурина, напротив кинотеатра «Комсомолец», во дворе возле художественной мастерской до 23 часов, так как усиливалось патрулирование в ночное время по городу, а комендантский час был введён 21 июля 1942 г. Их лидером стал глухонемой Василий Ильин. В клубе приглашенными работниками горкома ВКП(б) при помощи переводчика языка глухонемых проводились лекции, которые касались вопросов военного положения (с начала и до окончания войны).

По этому поводу вспоминал старейший член ВОГ, активист клуба глухонемых Е.С. Красовский: «Во дворе со стороны Халтурина всегда было многолюдно. Мне было тогда 16–17 лет. Азартно общались на языке жестов. Лилось многообразие новостей от слёз сострадания до чувства юмора. Да, смеяться, право, не грешно. Глухие всегда отличались неисчерпаемым остроумием, здесь и анекдоты, и мудрость шли рука об руку с парадоксом и юмором, трагически военное тесно переплеталось с комическим. Были, небылицы, шутки, истории, связанные с именами известных глухонемых и их попечителей, их насмешников, и вредителей — всё это было забавно, интересно… Недаром ещё Аристотель сказал: „Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она — отдых“. И это было в центре глухих, где новость за новостью — и суровое время промелькнет. И уже с высоты моего возраста этот мир страстей, устремлений, интересов глухого человека во многом кажется родственным и созвучным кругу проблем и чаяний уже в наши дни! Глухие умеют смеяться над своим физическим недостатком, в этом есть нравственная сила, сила душевного здоровья!».

Сам незаурядный острослов, Е. Красовский — ныне ему 87 лет — в 1943 году поступил в артель «Индопошив» работать заготовщиком обуви.

Его призвали вместе со слышащими заготавливать дрова в Ассадуллаевском районе в помощь фронту. Возросло количество перевозок различных грузов для нужд войны, а значит, резко возросла потребность в горюче-смазочных материалах. Следовало обеспечить топливом морские и речные суда. Так как нефтебазы в Трусовском районе нашего города подвергались бомбежке, то необходимо было их восстановить и соорудить установки по обезвоживанию мазута… И здесь показал свою трудовую доблесть этот мужественный человек. Он был свидетелем пожаров, возникших осенью 1942 года на нефтебазе №5,судоремонтном заводе им. Ленина и заводском посёлке в результате фашистской бомбардировки. Под фугасными и зажигательными бомбами сгорело 10 промышленных зданий, клуб, больница, школа. Две трети посёлка превратилось в пепел. Заводу, в котором трудилось несколько глухонемых, был нанесён урон в 4 500 000 руб. Все глухонемые трусовчане (их примерно 10 человек) в конце июня 1943 года вновь стали свидетелями группового вражеского налёта (30 самолётов, более 60 авиабомб) на Астрахань в районе Трусово с населением 40 000 человек. Здесь разрушены жилые дома, прачечная, водопроводная магистраль, электросеть, рыбозавод, речной порт, железнодорожная переправа через Волгу, нефтебазы, два завода... Эти свидетели со всеми жителями, несмотря на бомбардировки, постепенно поднимали из пепла разрушенное, либо отстраивали заново здания, не прекращая работу на предприятиях. Они в таких условиях не доедали, недосыпали... Дом по улице Желябова, где размещалось общежитие глухонемых, по воспоминаниям Е. Красовского, был разрушен бомбой. Глухонемым выделили одну комнату на верхнем этаже в доме по улице Ворошилова (с 1957 года и поныне — ул. Ленина). В этом помещении отсутствовало отопление, люди замерзали.

Ныне Е. Красовский, почётный член ВОГ, кавалер медалей КПРФ «За 140 лет В.И.Ленина» и «За 70 лет Сталинградской битвы», не ходящий больными ногами, по-прежнему в бою:

«Немало воды с тёх пор утекло. Остались лишь воспоминания... С ВОГом и с семьёй пережил я и удачи, и страдания. А теперь ВОГу живётся нелегко... На нравственное возрождение молодёжи, на процветание общества не дано времени в жизни ВОГа. Это наболело у меня на душе, ведь вокруг терроризм, наркомания, нищета, развратный образ жизни, дороговизна, лишение льгот...». Он с горечью задумывался не раз над вопросом: «Что происходит с нашей молодёжью? Какова она будет на фоне нынешнего образования? Никакого воспитания не вижу! Хотя имеется программа патриотического воспитания граждан РФ, но это, на мой взгляд, не перестройка, а какие-то намерения государства». Он не раз напоминал и напоминает нам до сих пор, что его память, равная всеобщей, о войне – это не только воспоминания о прошлом, но и заурядная действительность, обычный факт. Ведь Вечный огонь, обелиски военной Славы напоминают нам о погибших товарищах, обращаются к нам, живущим совместно, как бы с призывом не забывать уроки минувшей войны, зреть через их призму вопросы войны и мира, проблему могущества нашего государства. Пусть его дети, воспитанные им, его внуки и правнуки «собой Россию заслонят!».

Семьи некоторых глухонемых эвакуировались, некоторые приезжали в наш город. К примеру, как вспоминал инструктор Облотдела ВОГ М.Г. Григорьев, однажды Михаил Григорьевич вместе с А.П. Грековой посетил квартиру Н. Уфалова, отца будущего председателя ОблВОГ Светланы Уфаловой, там они увидели умирающего от дизентерии глухонемого квартиранта, эвакуированного из Прибалтики. Сам Уфалов с детьми находился в это время в эвакуации в городе Чапаевске Уральской области.

Владимир Матвеевич Гусев, член Союза журналистов России, член Российского Общества историков-архивистов, бакалавр психологии, отличник здравоохранения России, ветеран труда, отличник Всероссийского Общества глухих 

В статье использованы материалы Государственного архива Астраханской области, Астраханской областной научной библиотеки им. Н. К. Крупской, Государственного архива Волгоградской области, Московского Центрального музея истории ВОГ.

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 01 (611), 16.01.2015 г.