Говоришь, умерла Святая Русь? Шалишь, брат...

К Сергию в Троицу раньше ходили пешком. Число паломников за год превышало полмиллиона! Шли, в основном, простолюдины, но шли и родившиеся «с серебряной ложкой во рту». Цари тоже шли. И этот путь был так привычен и естественен, что Митр. Филарет Московский был резко против железнодорожной ветки мимо Лавры. Нам электричка на Александров привычна, как звуки гимна, а тогда это было знамение времен грозных и непонятных. Стук колес поезда Свт. Игнатий (Брянчанинов) сравнивал с шумом крыльев апокалиптической саранчи.

Пеший путь на Лавру недавно решено возобновить. По нему пойдут и паломники, кои никуда не исчезли; и туристы всякие, кто далеко ходить любит; и краеведы... А вдоль дороги начнут вырастать, как грибы, постоялые дворы и харчевни, которые теперь именуются гостиницами или паломническими центрами. Там можно будет выспаться, поесть, постираться... Люди будут, как встарь, нести к Сергию свои беды и просьбы, будут знакомиться по пути, исповедоваться случайному попутчику и проч. Будут вырастать часовенки и поклонные кресты. Земли Московского княжества станут приобретать более природный вид + толчок получит и туризм, и развитие всяких инфраструктур.

Самым известным аналогом в Западном мире является дорога святого Иакова, начинающаяся в центре Парижа и доводящая путника до Сантьяго-де-Компостелла. Только наша дорога от Иверской часовни в Москве до Лавры Сергия, это 120 км, а путь из Франции к мощам Иакова Зеведеева – 800 км. Есть подобные маршруты в Ирландии (на гору Патрика), в Италии – по местам связанным с Франциском Ассизским и т.д. В 20-м веке эти пути могли зарастать травой из-за войн и религиозного упадка. Но местами дело воскресает. Вот и у нас в данной точке стекаются многие силовые линии: внутренний туризм, здоровый образ жизни, узнавание собственной Родины, занятость населения и, конечно, Покаяние и Молитва. Это главное.

Есть, говорят, еще «Путь Ломоносова из Холмогор в Москву», и многие местнозначимые тропы. Это отраднейшее явления и знак возвращения русской души к себе. Это аскетическое собирание помыслов и школа молитвы. Это то, о чем поется в известном канте: Ой, блаженный этот путь/куда страннички идут/куда страннички идут/Херувимскую поют.

Вот так узнаешь новость и улыбнешься. Говоришь, умерла Святая Русь? Шалишь, брат. Не умерла, а болела. Теперь выздоравливает.

Андрей Ткачев