Подростки тоже люди

Летом подростки Каспийской столицы превращаются в настоящих «пожирателей вакансий». Толпы парней и девушек от 14 и старше рыщут в поисках приличной подработки, за которую платят мало-мальски хорошие деньги. Предстоящее лето исключением не будет. «Факт и компромат» решил выяснить, как на самом деле организована работа подростков в Астрахани.


Толкачи нашего времени

В большинстве своём работа для несовершеннолетних ограничивается расклейкой объявлений или выпалыванием сорняков на пришкольном дворе. Однако у тинейджеров от 16 лет есть возможность устроиться промоутером. Но промоутером не в рядовом смысле простой раздачи листовок на улицах, которую так удобно игнорировать прохожим (а листовки, к слову, если их и берут, зачастую оказываются в ближайшем мусорном баке – разумеется, если до него эти бумажки еще и доносят).


Нет, «промоутерство» в нынешнее время – понятие многогранное. Это, прежде всего, реклама. Маркетинг. Продвижение. И, говоря по бытовому, «толкание» товара в массы. Такое своеобразное «хождение в народ». Это, пожалуй, самый перспективный и востребованный подростковый труд. Перспективный в смысле оплаты. Но как насчёт организации?


Промо-акция. Слово иноземное, не совсем понятное и какое-то странное. Гугл гласит, что это реклама товаров или услуг. Я глашу, что это может быть как различные лотереи, конкурсы, костюмированные представления, так и обыкновенная бесплатная раздача товара на улице или, например, дегустация. Вот последним мы и занимались. Суть была в том, что на протяжении нескольких часов мы должны были стоять в одном из отделов крупного супермаркета Астрахани и предлагать проходившим мимо людям продегустировать продукцию заказчика. Всего-то ничего: выучить промо-речь, красиво разложить товар, облачиться в любовь к людям и улыбаться. Амбициозным подросткам не составит труда, но только при хорошей организации.


Подростковый геморрой

Чего же ожидают шестнадцати-семнадцатилетние подростки, когда в первый раз идут участвовать в промо-акции? Вряд ли многие представляют, поэтому я скажу. Они считают, что идут на хорошо организованное спланированное мероприятие, что под боком у них будет стоять если не взрослый организатор, то хотя бы мало-мальски опытный супервайзер, что им не придётся осиливать перенос неподъёмного складного стенда, а собирать его будут обученные грамотные профессионалы, что необходимую для акции посуду предоставит сам заказчик, и её никак не придётся покупать на свои деньги ни супервайзеру, ни нам.


Дети, которые в первый раз будут работать в качестве промоутера, уверены, что, придя за сорок минут до начала акции, они успеют к ней приготовиться, что их заботой будет лишь чёткое выполнение их собственных обязанностей, а не откровенный геморрой по поводу неисполнения чужих. Они так полагают. И, как оказывается, до крайности наивно.


Серьёзно, несовершеннолетние работники, вы думаете, всё так просто? Боюсь, мне придётся вас разочаровать. Увы, в мире взрослых серьёзных дядечек и тётечек нельзя полагаться на обещания. Тем более на обещания работодателя.


Холодильник-комната

Мы пришли ровно за сорок минут до начала акции. Нас обыскали. Проверили документы, оклеили маркировкой бутылки с квасом, жвачки, зарядку, mp3-плеер и даже книгу, которую вахтеру удалось выудить со дна моего рюкзака. А вдруг мы украдем что-нибудь из магазина? Стянем с полки продуктового книжку, которая не то, что среди хлеба и сосисок, во всём торговом центре не продается. Но тут претензий нет. Правила безопасности, всё стандартно, всё логично. Надо ведь ко всему быть готовыми. Претензии пойдут дальше.


На нас кончились бейджики. А бейджик – это, оказывается, такая незаменимая в хозяйстве вещь, священный пропуск, без которого и работать на территории супермаркета не дозволяется. А ещё этот самый священный бейдж нам приходилось ждать. Причём не просто так ждать, а ждать минут этак двадцать, когда уже и работники магазина проверить приходили, не провалились ли мы случаем под плитку, бетон и арматуру, и времени до начала работы оставалось совсем чуть-чуть.


Затем нас повели по служебным помещениям мимо коробок с соком, просроченных продуктов, свисающих с потолка свиных туш и кофейных автоматов к холодильнику. По сути холодильник – это большая комната с едой и отдвижной дверью во всю стену. Почуяв холод, я порадовалась, что на улице плюс 45, а меня не постигнет участь лежащих там свиных тушек.


Нам выкатили тележку с продуктами и даже извлекли из завалов коробок и стеллажей здоровенный футляр с раскладным стендом. Всё. На этом продуманная и спланированная организация закончилась. Два подростка, которые раньше вообще не участвовали в подобных акциях, остались стоять в зазеркалье супермаркета с тележкой товара, неподъёмным стендом и отчаянной надеждой на подмогу. Человек, который забрал нас у входа и повел по подсобным туннелям магазина, неожиданно куда-то испарился. А действительно, разве шестнадцатилетним промоутерам надо помогать? И сами справятся.


Мы помним, как всё начиналось

Мы простояли так час и десять минут. Мы подходили к охранникам, к мерчендайзерам, администраторам и какому-то человеку в коротких шортах и белом халате. Я не упрекаю ни одного из этих людей. Каждый, в самом деле, пытался нам помочь. Где-то в середине нашего мучения, когда мимо нас проходил охранник, моя напарница уже без надежды тихим жалобным голосом сказал: «Помогите». И охранник остановился. Спросил, в чём дело и стал кому-то звонить. Человек просто шёл мимо. Но не прошёл. Если он это читает, спасибо!


Тут возникает очень даже логичный вопрос: а почему же тогда мы сами не взяли в охапку свои вещи и не отправились прямиком на место акции? Резонно. Но для того, чтобы это сделать, нужно хотя бы приблизительно знать, а где же находится это самое место. А ещё нужно знать, как собрать из груды металла и картона что-то хоть как-то похожее на торговый стенд. Или хотя бы элементарно дотащить его. А стенд, кстати говоря, весил без малого как мы с напарницей вместе взятые. А, надо сказать, что девушки мы далеко не крупные. Да и вообще, где это видано, чтобы куча работников мужского пола наблюдала, как два подростка не могут найти, кто же перенесет им несчастный стенд. Мы и от холодильника-то его еле оттащили, не то, что нести эту махину через весь супермаркет, да ещё и неизвестно куда! А подъём и переноска крупногабаритных грузов явно в обязанности подростка-промоутера не входят.


Наконец человек, который ушёл и не вернулся, отыскался и даже нашёл помощника и тележку. Нам донесли стенд и продукцию. Наконец, мы оказались на своем рабочем месте. С момента нашего прихода прошло почти два часа.


Спасительный скотч

Но не всё так безоблачно. Стенд-то нужно еще и собрать. А это очень интересно делать, когда половина деталей сломана, вывеска порвана, а намёка на хоть какую-нибудь инструкцию нет никакого. Среди работников супермаркета не нашлось ни одного человека, который бы был способен это делать. У всех свои дела. «Это не наши обязанности. А вы сами собрать разве не можете?». Извините, но сборке порванного металлического стенда весом в несколько десятков килограмм без инструкции нас почему-то не обучали.


Дело кончилось тем, что неизвестно откуда приехали муж нашего организатора с другом, посмотрели, ужаснулись, крякнули, плюнули, кое-как собрали и в прямом смысле склеили скотчем. Но собрали, молодцы. Мало кому на моей памяти я была так благодарна. Вот только непонятно, а какое отношение имели эти люди к нашей работе? Это не их обязанности, и за помощь нам им никто, само собой, не заплатил. А если бы они не смогли собрать или не приехали бы? Что тогда пришлось бы делать двум подросткам, которые и на подобной акции работают впервые? Думая об этом, я представляю, что нам самим пришлось бы собирать этот несчастный торговый стенд. И мы бы его не собрали. Даже с помощью скотча.


И какой смысл в этой акции, если по вине самих же организаторов первого её дня могло просто не быть? Уж если вы берётесь рекламировать свой товар, то уж позаботьтесь об организации его рекламы. Стенд пришлите рабочий, который хоть как-то возможно будет собрать, желательно по инструкции и без скотча. А если уж хотите, чтобы акция прошла на ура, заранее решите, кто именно должен ваш стенд собирать и обучите этих людей. А ещё можно позаботиться о посуде, если, конечно, это реклама продуктов. Одноразовые стаканчики, ложки, салфетки – промоутеры не должны их покупать на собственные деньги или на деньги организатора. А именно так у нас отчасти и было.


Вовки и Тридевятое царство

Теперь о людях. Стоило нам расставить продукцию и только начать ее разливать, как тут же на наш стенд накинулись. Люди почуяли халяву и вопрошали, что это мы тут делаем, зачем это всё и «А у вас товар, наверное, просроченный». В первые три минуты с прилавка смели всю продукцию, которую мы успели разлить. Это было страшно. Потом дело пошло спокойнее. Поделюсь секретом: когда ты стоишь, произносишь промо-речь, предлагаешь людям дегустацию, а тебя игнорируют – это не страшно. Достаточно просто улыбаться и не принимать близко к сердцу. Неприятно – когда к тебе подходит человек, видимо, возомнивший себя самым умным и знающим, и покровительственным тоном говорит, что не будет платить за упаковку, рекламу и труд промоутера. Ты возражаешь, что никто его платить не заставляет, и акция бесплатная, но он же умнее. Ты улыбаешься, он высказывается и отходит. «Ваше мнение очень важно для нас», за мой труд платите не вы, спасибо.


А ещё случается так, что твоему напарнику становится плохо, и на оставшиеся несколько часов ты остаешься один. В таком случае тебе даже отлучиться, показать товар на полке рискованно. А за двойную работу тебе никто, конечно же, не платит.


В общем, одно могу сказать точно: если вы подросток и решились на неблагодарную работу промоутера, то не сомневаюсь, в вас достаточно мужества и храбрости. Ну, или вы просто не знаете, на что идете, и это вполне вероятней. Вот почему я пишу об этом. Прежде чем идти работать, нужно знать, а что именно вы будете делать, и скольких павших в неравном бою нейронов вам это будет стоить.


И ещё одно наблюдение. А случалось ли вам сталкиваться с подобной организацией труда взрослых людей? Видели ли вы где-нибудь в школах или на стройках, что работа взрослых работников устроена таким же образом? Я лично нет. И вот тут я склонна думать, что дело-то вовсе не в неорганизованности или невозможности устроить труд подростков правильно. Дело в самих подростках. В их возрасте. Работники «неполноценные», труд временный, работа вроде бы несложная, так и зачем же её досконально организовывать? Как говорил Вовка, герой одного советского мультика, «И так сойдет!». Этой логикой, по всей видимости, и пользовались заказчики нашей промо-акции. Представляю рассуждения какого-нибудь строгого костюма в своем кабинете за столом, в такой же степени деревянным, что и голова самого субъекта: «Действительно, это же подростки, они что, жаловаться кому-то станут? Им разве много надо? Ничего, и так поработают. Им же главное, чтобы деньги платили, а как организован труд будет, неважно!».


И если так, им я хочу сказать, что на каждого Вовку найдется свое Тридевятое царство, которое даст понять, что рано или поздно за свою неорганизованность и халатность платить придётся всем. И уж тогда я точно не дам никому забыть про двух промоутеров, которым в этом деле досталось больше всего.


Рей, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 24 (634)