Спорные субботники
С самых ранних лет я чувствовал жгучее неприятие такого явления как «субботник». Cубботники или воскресники были для меня, литературно выражаясь, лицемерными. Те, кто побойчее и те, кто падки на лесть, важными и бойкими селезнями деловито кружили вокруг идейных организаторов тех субботников. Отпетые хулиганы и неисправимые лентяи стремились уйти в тень, на периферию и там под сенью осенне-весенних кустов или за углом какой-нибудь обшарпанной котельной переждать конца этого добровольно-принудительного шабаша на благо общества.

Как вы уже поняли, мне и иному сознательному, но покорному большинству и предстояло тащить на себе нудноту основной работы: косить, перекапывать, белить и красить. И я тащил и жгуче ненавидел эти коммунистические мероприятия.

Если верить электронным источникам, то субботники были характерной чертой только «социалистического образа жизни», ни в одной капиталистической стране, никому так в голову и не пришло, ни в патриотических, ни в воспитательных, ни в иных других целях вывести людей за «спасибо» на общественный труд.
В тюркском мире есть такой термин, как «хашар». Дословно, переводиться как совместный труд, благотворительность. Чаще всего подобным образом строят мечеть или чайхану.
В нашей досоветской истории был период деревенской взаимовыручки или так называемой «супрядки», «помочи» или «толоки». Всем деревенским гуртом или многочисленной роднёй могли навалиться и построить своим сосельчанам дом, построить косенький храм или прорубить просеку, чтобы было.

Тюрский «хашар» и славянская «помочь» имели конечную практичную цель. Позднесоветские и нынешние российские субботники – жалкая профанация некой общности, пиар отдельно взятых чиновников и их ведомств, способ заткнуть общественными силами даже не думающие зарастать бреши в благоустройстве городских закоулков.

Часто от людей, начинающих неровно дышать при слове «субботник», можно услышать такое: хочешь жить в грязном дворе живи, хочешь жить в чистом – иди на субботник и убери мусор. Как правило, призывы к их здравому рассудку остаются безрезультатными. Я своими налогами плачу за свет, воду, экологию, дороги. Когда я покупаю продукты или вещи, то передаю эстафету хозяину магазинов платить за всё вышеперечисленное, он в свою очередь налоговую палочку передаёт далее и выше и в бок! Мы в нашей системе уже за всё за это заплатили, мы никому ничего не должны. Мы должны пожинать плоды наших отчислений, должны радоваться новым ярким фонарям, чистой и ровной дороге, опрятным и многочисленным зелёным насаждениям.
Как вам такое сравнение: вы покупаете продукты в супермаркете, а потом после всего протираете за собой пол, в качестве общественной нагрузки! А почему нет? Чисто ведь, все радуются, всем хорошо и вам и хозяину магазина и президенту!
Говорите, что не так всё просто, мол, денег не хватает? Уборщики пошли нерадивые? Ответ очевиден – налаживайте систему контроля за качеством работ, следите за эффективностью и соразмерностью трат, но не пытайтесь за счёт меня решить все эти проблемы!

Кантемиров, астраханский областной общественно- политический еженедельник «Факт и компромат», № 43 (753), 2017 г.