События последних недель показывают, что реформа правоохранительной системы в нашей стране не даёт пока тех результатов, на которые надеялись.

Сотрудники полиции то и дело попадаются на преступлениях, превышении полномочий, пытках, убийствах, взятках. Уж не получилось ли так: уволили из рядов достойных, а оставили послушных, покорных, коленопреклонных перед начальниками с большими звёздами?

Это, конечно же, не так. Однако ситуация в правоохранительной системе в данный момент не внушает доверия граждан. И не удивительно, что всё чаще и чаще возникает вопрос: а можно ли вообще нынешнюю полицию поставить «на путь исправления»? Не лучше ли сделать, как сделали в некоторых государствах, в том числе и в бывших республиках Советского Союза, взяли да и разогнали старые кадры. И набрали новые, не запятнанные коррупцией и не связанные с криминалом. Разом порвав все путы, которые мешают полицейским нормально работать? За такой радикальный метод выступают многие довольно известные в нашей стране люди. Другие – за лояльное отношение к полиции, за то, чтобы реформирование проходило спокойно, без «размахивания шашками наголо».

Как говорится, сколько людей, столько и мнений. А вот к чрезвычайному происшествию в отделе полиции № 9 «Дальний» в Казани равнодушных не оказалось. Люди едины во мнении, что так садистски, как поступили здесь с задержанным Сергеем Назаровым, действовать нельзя. У населения и так немного доверия полиции, а после страшного случая в Казани и некоторых других городах, и вовсе градус доверия опустился до нулевой отметки.

Надо сказать, что преступное поведение полицейских в Казани вызвало возмущение у всех сотрудников внутренних дел страны. В Астрахани, например, начальник УМВД генерал-майор Григорий Кулик дал распоряжение о назначении в каждом отделе полиции сотрудника, ответственного за работу с гражданами, доставленными или обратившимися в отдел полиции. Кроме этого, генерал дал указание об оборудовании на всех полицейских участках комнат, снабжённых системой видеонаблюдения, где полицейские будут работать с доставленными или обратившимися за помощью гражданами. В общем, астраханские полицейские начинают работать по новому. Теперь, хочется верить, никаких нареканий на их противоправные действия не будет.

Но, как говорится, всё гладко на бумаге. А вот на деле не всё так радужно. Недавно прошло выездное заседание общественного совета при УМВД России по Астраханской области. Члены совета увидели, в каких условиях приходится работать участковым. Условия эти идеальными никак не назовёшь. Многие опорные пункты находятся в крайне неприглядном виде. А ведь именно здесь граждане встречаются с представителями государства. Какое мнение после посещения этих помещений остаётся у людей, побывавших здесь, можно только догадываться.

Выездное заседание было посвящено вопросам материально-технического обеспечения службы участковых уполномоченных полиции и условиям их работы.

По данным УМВД, в Астрахани в данный момент 43 опорных пункта. Из них только 17 отвечают предъявляемым требованиям. Остальные нуждаются в ремонте. А ведь работать в таких помещениях участковым приходится ежедневно. На днях пришлось заглянуть в помещение опорного пункта в микрорайоне «Северный» в Трусовском районе. Всё это помещение состоит из двух комнат в пятиэтажке: небольшого коридора и чуть побольше комнаты, в которой стоят два стола для участковых и четыре стула. Вот и всё.

Как говорится, не густо. Но, оказывается, есть в городе опорные пункты ещё хуже. Члены общественного совета обнаружили опорные пункты полиции даже без телефона и электричества. А кое-где участковые уполномоченные не имеют даже рабочего места.

Согласно новому регламенту, предписанному полицейским министром Рашидом Нургалиевым, стражи порядка обязаны принимать все жалобы и заявления от населения. На устные общения с гражданами отводится не более десяти минут. Видимо, для того, чтобы не создавалось очередей. А вот рассмотреть жалобу полицейские должны в течение одного месяца и результаты сообщить в письменном виде. Запрещается переадресовывать заявления тем начальникам и в те структуры, на которые жалуется заявитель. По данным МВД, в 2011 году во все российские управления внутренних дел поступило 24 миллиона сообщений о преступлениях, а зафиксировано было менее двух миллионов. Несмотря на строгие меры министра, статистика преступлений фальсифицируется. Только вот кому в угоду? Высшему начальству? Криминалу? Скорее всего, и тому, и другому. Поэтому и не хотят граждане обращаться к полицейским. Сомневаются, что они могут помочь.

Реформирование началось несколько месяцев назад. И все эти месяцы она пробуксовывает. А что вы хотите? – говорят полицейские начальники. Общество наше благополучным не назовёшь. А в неблагополучном обществе благополучных полицейских быть не может. Они ведь порождение этого общества. Отчасти это так. Но разве не ради оздоровления этого общества и той системы, в которой мы живём, затевалась дорогостоящая реформа? С переименованием милиции в полицию, с переодеванием, переаттестацией, увеличением денежного довольствия? По подсчётам аналитиков, на реформирование правоохранительных органов было выделено 217 миллиардов рублей. Выходит, получились пустые хлопоты? Выходит, реформа провалилась? Сорокапроцентное сокращение личного состава милиции, оказывается, привело к тому, что кадров оказалось мало. Некому стало расследовать дела, некому ловить преступников. Вот что получается, когда не всё продумано до конца.

В органах внутренних дел страны много порядочных, неподкупных блюстителей порядка. Поэтому мерить всех по делам нескольких отщепенцев, пожалуй, неправильно. Однако создать систему контроля над деятельностью полицейских нужно. Каждый нечистый на руку человек в форме должен нести неотвратимую ответственность за преступления. Это вполне закономерно.

Существует даже мнение, чтобы приговорённый к заключению «оборотень в погонах» отбывал наказание не в специальных колониях для таких же, как он, а в обычных, вместе с другими преступниками. Такая меры, мол, станет для них мощным профилактическим средством.

Может быть, действительно стоит об этом подумать?

Борис Стрелецкий,

"Факт и компромат" № 16, 18.05.12.