Вспоминаю далёкие детские годы. Жили мы в Стрелецком, на правом берегу Волги. Тогда, как и теперь, каждую весну горели за Волгой камыши. Дым от горения несколько дней поднимался до самых небес. Потом горение прекращалось.

Назвать это пожарами нельзя. Это были планомерные выжигания камыша вдали от населённых пунктов и сельскохозяйственных угодий, на которые камыш ежегодно наступал. Несмотря на то, что выжигание камышовых крепей и сухой травы происходило периодически, населенные пункты от этих выжиганий не страдали, потому что заранее проводилась противопожарное опахивание территорий шириной в несколько метров.

Кроме этого, вокруг населенных пунктов и сельхозплантаций прокладывались дополнительные пожарозащитные канавы, через которые огню было не так-то просто перекинуться на те или иные народнохозяйственные объекты. Сейчас такие мероприятии не проводятся. Ежегодно страдают от участившихся пожаров в Астраханской области огромные сельскохозяйственные угодья, дачные массивы и даже населённые пункты. Вот и нынешней весной сводки о пожарах, как сводки с фронтов боевых действий. Заголовки в местных газетах заставляют вздрагивать: «Область в огне», «Заповедник в огне», «В области горит камыш»….

Больше всего тревожных вестей приходит из дельтовых населённых пунктов региона. Первого апреля огонь оказался в нескольких метрах от села Дамчик Камызякского района. Это граница с Астраханским заповедником. Не сладко пришлось жителям этого небольшого села. Местные жители выбегали из домов, прихватив с собой детей. На подмогу населению пришли работники заповедника, вооружившись вёдрами. Но много ли воды унесёшь в вёдрах? И если бы не помощь пожарных, селение с названием Дамчик вряд ли бы удалось спасти. По прикидкам, вокруг этого населённого пункта выгорел камыш на площади более одного гектара.

Камышовые пожары перекидываются на территорию биосферного заповедника. Причина: бесконтрольное выжигание населением камышовых крепей. Зафиксированы возгорания на островах Дамчинского участка, где жители уничтожали сухой камыш в надежде, что на его месте будет расти молодая сочная трава для частного скота.

Не мне доказывать, чем опасны бесконтрольные поджоги камыша. Но ещё опаснее, когда пожары перекидываются на деревья. Это, как правило, приводит к выгоранию лесных массивов на больших территориях. Многим, думаю, памятны события двух-трёх-летней давности, когда в заповедной зоне выгорело много леса, камыша и травы, что привело к гибели диких животных и птиц. Больших или меньших размеров чрезвычайные ситуации в Низовьях Волги случаются часто. И только целенаправленная борьба с пожарами, направленная, в первую очередь, на предупреждение пожароопасных ситуаций поможет решить проблему. Вот почему назрел вопрос создания специального подразделения, подчиняющегося МЧС. Оно должно быть обеспечено всем необходимым для быстрого реагирования на вызовы природы. И, в первую очередь, на пожароопасные ситуации.

Одной из мер в этом направлении можно считать предложения губернатора Александра Жилкина об установке в местах массового скопления туристов и населения видеокамер. Это, по словам Жилкина, позволит вести мониторинг природных объектов заповедника в режиме реального времени. Что позволит сократить число возгораний и пожарных явлений.

А пока только один выход из пожарных ситуаций – надежда

на помощь волонтёров, активистов-экологов, населения. И работа эта, как всегда, продолжается до самого начала половодья, когда происходит спад пожаров.

К сожалению, пожары в Астраханском регионе происходят не только в заповеднике и прилегающих к нему населённых пунктах, ещё в областном центре по причине беспечности жильцов, особенно тех, которые проживают в старом и аварийном фонде. И не только потому, что здесь плохая электропроводка, как иногда пытаются представить, или много пьющих, которым, как говорится, всё до лампочки. Но и потому, как относятся к своему имуществу законопослушные граждане. Пройдите по старым улицам города, где в основном дореволюционное жильё, загляните во дворы, заросшие травой, бурьяном и даже камышом. Вот она беда наша! Стоит бросить непотушенную спичку или сигарету – и жди пожара. Сколько уже домов сгорело только по этой причине, не мне вам говорить. Особенно в летний пожароопасный период.

Сейчас по улицам, где имеется частное жильё, ходят специальные комиссии. Сотни предписаний «навести порядок» не всегда помогают. И вот уже пошли в ход административные меры – штрафные санкции. Нерадивых частников ждут штрафы до четырёх тысяч рублей. Об этом на днях услышал информацию по местному телевидению. Мера, в общем-то, крутая, но вполне оправданная. Если люди не понимают словесных увещеваний, пусть хоть денежные издержки встряхнут, как следует.

Недавно завершила свою работу третья противопожарная экспедиция «Гринпис». Она подвела итоги тушения пожаров в нашей области. Как заявили экологи, за время деятельности экспедиции было потушено более десяти природных пожаров, угрожающих биосферному заповеднику, лесным ресурсам, расположенным в зоне заповедника и вблизи его, а также населению, проживающему в дельте Волги. По данным экспедиции, только с 17 по 21 марта выгорела площадь 15 тысяч гектаров. А впереди самый пожароопасный период. По данным Министерства по чрезвычайным ситуациям, половина всех пожаров и возгораний происходит весной и летом. И чаще всего из-за поджогов сухой травы, мусора и камыша. Это самым прямым образом относится и к нашему региону.

Борис Стрелецкий,

"Факт и компромат" № 13, 27.04.12.