Коррупция (от лат. corrumpere - "растлевать") - обозначает использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам (законодательству).

Масштабы коррупции в Астраханской области являются фантастическими. «Доход региональных чиновников от коррупционной деятельности, по данным экспертов, составляет до одной трети областного бюджета.

В «нулевые» наш край стал одним из лидеров по коррупции. Причины коррупции носят универсальный характер и одинаково проявляют себя в самых разных регионах нашей страны и в странах мира. Чем больше степень присутствия государства в экономике и общественной жизни, тем больше возможностей для коррупции у его служащих. А чем больше возможностей - тем сильнее желание их приумножить.

Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью - властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т.д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором - риск разоблачения и наказания.

Государственная коррупция существует постольку, поскольку чиновник может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений. Чаще всего под коррупцией понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона (например, фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Характерные признаки данной ситуации: принимается решение, нарушающее закон или общественные нормы, обе стороны действуют по обоюдному согласию, обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стороны стараются скрыть свои действия. Или другой пример, когда чиновник, обязанный по закону принять определенное решение по отношению к некоторому лицу (например, выдать лицензию на какой-нибудь вид предпринимательской деятельности или согласовать квоту на вылов рыбы), создает для этого искусственные незаконные преграды. Тем самым он понуждает данное лицо к даче взятке. В Российской империи такое поведение называли мздоимством. Сегодня это называется вымогательством взятки.

Предельно лаконичное определение основных причин коррупции можно выразить следующей формулой: коррупция = монополия + произвол - ответственность.

Это значит, что возможности коррупции прямо зависят от монополии государства на выполнение некоторых видов деятельности (например, монопольные госзакупки на ряд товаров, сокрытие преступлений и всякого рода нарушений) и от бесконтрольности деятельности чиновников, но обратно зависят от вероятности и тяжести наказаний за злоупотребления.

Одним из важнейших факторов возникновения и расширения коррупции является неформальная структура внутри организации. Она позволяет не только нарушать установленные правила, но и преступать определенную грань правового поля. И такое поведение поощряется неформальным субкультурным кодексом поведения. Профессиональная среда, неформальные отношения играют существенную роль в формировании модели поведения сотрудника. Сотрудники способны воспринять и принять неподобающие формы поведения, если принятая внутри организации субкультура считает их приемлемыми. Тем более что данная субкультура предполагает применение определенных неформальных санкций за неприятие и противление такому поведению.

Согласно законам бихевиоризма, попадая в коллектив, человек перенимает правила поведения, которые в этом коллективе приняты. Поэтому, если внутриведомственная культура такова, что по отношению к взяткам царит "обстановка благодушия, терпимости, безнаказанности и поощрения", то новые сотрудники примут такое поведение как нормальное и будут следовать ему в дальнейшем.

Наиболее яркие примеры проявления коррупции в Астраханском регионе можно привести в области охраны природы и окружающей среды. Ворованная государственная земля по всей территории области, множество несанкционированных автомоек с использованием питьевой воды и отсутствием оборотного водоснабжения, ограниченный доступ населения к водным ресурсам на примере гостиницы «Аль Паш» и множество туристических баз, строительство особняков вдоль рек, огромные свалки мусора и строительных материалов в черте города, отсутствие и нормальное функционирование колодцев для сточных вод в городе, применение в бахчеводстве запрещенных агрохимикатов, незаконная вырубка деревьев, разлив нефтепродуктов, массовые отравления детей в дошкольных и школьных учреждениях, промышленное истребление водных биоресурсов и многое другое на что закрывают свои глаза государственные структур, призванные следить за порядком в этой области.

В регионе и по городу коррупционная система на примере охраны природы сложилась настолько, что тарифы на взятки являются общеизвестными и даже индексируются в зависимости от инфляции. Практически каждая автомойка, каждый грузовик с ворованной землей платит дань. Успешными становятся те предприятия, которые имеют высоких покровителей, а также возможность откупиться от государства. Тем самым в регионе растет теневая экономика. Растут цены на рынках, в магазинах, так как продавцы закладывают в них затраты на взятки.

Сегодня Астраханская область имеет практически уничтоженную рыбную отрасль. И в цене продаваемого сазана, щуки и другой рыбы заложена коррупционная составляющая.

Каждый несговорчивый колхоз или рыболовецкое звено автоматически попадает в бюрократические процедуры получения различных документов, снижается уверенность у потенциальных инвесторов.

Основное население края забыло, как выглядит черная икра, когда-то имевшая место на каждом столе во время празднования и гуляний. А в действующих супермаркетах народ только ходит и любуется на плавающих в аквариумах осетровых.

Работников Природоохранной прокуратуры часто задерживают с дорогим рыбным товаром и, как правило, наказание оказывается «смешным», а порой всё спускают «на тормозах».

За 300 килограмм рыбы осетровых пород, находящуюся в незаконном обороте, личный водитель природоохранного прокурора получил 1 год условного срока. Кому он вез ценный груз, так и осталось загадкой, которую следственные органы так и не выясняли.

В настоящее время на всех уровнях власти принимаются определенные меры по предупреждению и пресечению коррупционных проявлений. Так, в 2011 году было возбуждено 11465 уголовных дел, связанных с коррупцией. В то же время становится очевидным, что наибольшее усердие в этой борьбе проявляется в сфере низовой коррупции. Атака правоохранительных органов региона направлена прежде всего на врачей, педагогов, мелких чиновников, низовых оперативных сотрудников и т.д. Складывается впечатление, что именно они - главные коррупционеры Астраханской области. И даже подсчитано, что средняя бытовая взятка за последние два года выросла с 8 тысяч до 27 тысяч рублей. Неужели на такие деньги смогут прожить «птицы более высокого полёта»?

Но здесь нужно понять, что на низовом уровне чиновник не обладает теми государственными ресурсами и рычагами, необходимыми для получения высокого коррупционного дохода. Сравните хотя бы порядок цифр, выявленных коррупционных фактов на низовом уровне и верхнем уровне. Если на низовом уровне речь идет о нескольких тысячах или десятках тысяч рублей, то на верхнем уровне этот порядок включает в себя уже десятки и сотни миллионов рублей. И чем выше уровень чиновников, тем выше цена вопроса. Коррупционные сюжеты, связанные со Счетной палатой РФ, Минфином, МВД, Прокуратурой яркое тому подтверждение.

Основной упор нужно делать на повышение уровня прозрачности в работе всех ветвей и уровней власти. Наиболее привлекательной формой является электронное правительство, по опыту Сингапура. Но это перспектива видимо далекого будущего в России, а в Астрахани тем более. В борьбе с коррупцией одной политической воли Президента, пакета законов и программ недостаточно. Нужна мощная общественная поддержка, но беда России и в частности Астраханской области в том, что общество разобщено.

Если на низовом уровне борьба, хоть и с перегибами будет продолжена, то верхушечная коррупция будет все более закрытой, неприкасаемой зоной. Отказаться от высоких коррупционных доходов бюрократическая элита, с одной стороны, вряд ли добровольно захочет, а с другой стороны, просто не сможет этого сделать, хотя бы по той причине, что коррупция носит системный характер. В целях получения стабильных и высоких коррупционных доходов, чиновники высшего уровня не только не откажутся от коррупционных схем, но и будут стремиться взять под свой контроль особо прибыльные и перспективные предприятия, такие как рыбная отрасль, строительство, туризм. Используемые коррупционерами схемы контроля над бизнесом практически одинаковы со схемами, используемыми криминалом в целях осуществления своих преступных замыслов. Они осуществляются параллельно и в определенный момент сливаются в одну технологию. Принципиальная технологическая одинаковость криминального и коррумпированного поглощения хозяйствующих субъектов ведет к слиянию коррупции и уголовного криминала, появляется то, что юристы называют организованной экономической преступностью.

Таким образом, коррупция все более превращается в особый преступный механизм перераспределения национального богатства для бюрократической элиты.

Сергей Калинин,

"Факт и компромат" № 19, 8.06.12.